
Землетрясения, мафия и миграция: почему мост на Сицилию вызывает столько страхов
Пятьдесят лет предложений, отмен, протестов и споров. Но теперь Сицилия может действительно получить мост, который свяжет её с материком. Стоимость — 15,6 миллиарда долларов. Цена — гораздо выше.
В начале августа правительство Италии официально одобрило строительство самого длинного однопролётного подвесного моста в мире. Он соединит города Мессина на Сицилии и Вилла-Сан-Джованни в Калабрии. Срок завершения — 2032-2033 годы.
"Это инфраструктура, не имеющая аналогов в мире", — заявил министр транспорта Маттео Сальвини, назвав проект "предметом гордости".
Отказ 2011-го и возрождение в 2023-м
Проект уже пытались реализовать раньше. В 2011 году его отменили: тогда он стоил дешевле — 5,5 млрд долларов, — но вызывал сомнения в необходимости.
Премьер-министр Джорджия Мелони вернула мост в повестку в 2023 году, а теперь проект был утверждён правительственным комитетом и объявлен национальным приоритетом.
Не только туризм: мост — как объект военной логистики
Мост планируется использовать не только как транспортный узел, но и как стратегически важный объект.
"С учётом присутствия баз НАТО в регионе мост может быть задействован для переброски войск", — пояснило правительство.
Министерства обороны и экономики обсуждают возможность включения моста в расходы, предусмотренные военным бюджетом НАТО до 2035 года.
Аргумент Сальвини: рабочие места и экономический толчок
Консорциум Webuild, назначенный исполнителем, утверждает: строительство создаст тысячи рабочих мест в регионе, где уровень безработицы в два раза выше среднего — 13% против 6,5%.
"Это катализатор инвестиций в Южную Италию", — говорится в официальном заявлении компании.
Противники: "Это собор в пустыне"
Оппозиция называет проект тратой ресурсов в ущерб реальным нуждам региона — от медицины до ремонта дорог.
"Это экономическая и социальная катастрофа, которая отнимет деньги у важнейших инфраструктур," — резко критикует проект лидер "Зелёных и Левых" Анджело Бонелли.
Экологи, жители и юристы — против
Противники моста подали иски в суды и направили обращения в Еврокомиссию, призывая пересмотреть проект. Ответа пока не поступило.
Среди главных опасений:
- уничтожение уникальной экосистемы пролива;
- угроза для путей миграции птиц;
- сейсмическая опасность: в 1908 году в Мессине произошло катастрофическое землетрясение;
- возможное участие мафии через подставные компании.
"За 200 лет они уничтожат территорию, формировавшуюся тысячелетиями", — заявила экологический юрист Аврора Нотарианни.
Опасность мафиозного вмешательства
Сицилия и Калабрия — регионы, где мафия традиционно контролирует часть подрядов.
"Полиция и прокуратура будут в полной боевой готовности. Протоколы защиты от мафии, уже применённые на Олимпиаде и Expo-2015, будут задействованы здесь," — заявил Сальвини.
Что дальше?
Проект требует одобрения Счётной палаты Италии — органа, проверяющего законность и целесообразность расходования бюджетных средств.
Тем временем подготовка к отчуждению частной земли и подготовительные работы могут начаться уже осенью 2025 года. Но критики обещают не сдавать позиций:
"Мы будем защищать свою землю всеми возможными способами", — заявила Нотарианни.
Подписывайтесь на Экосевер