
Заплатил за отпуск, плати за спасение острова: почему туристы недовольны новой системой
На Гавайях — 10 миллионов туристов в год, а пожары уничтожают острова по 17 000 акров за раз. Как остановить климатическую катастрофу, не закрыв остров для гостей? Ответ — грин-фи.
С января 2026 года каждый турист, прибывающий на Гавайи, начнёт платить новый экологический сбор, сообщает Bloomberg. Впервые в истории США введён "зелёный налог", напрямую направленный на защиту природы — от коралловых рифов до лесов, пострадавших от пожаров.
Как всё началось: Мауи, пепел и 5,5 миллиарда долларов убытков
Пожары на Мауи в 2023 году стали трагическим пробуждением для штата. 17 000 акров земли — включая дома, бизнесы и культурные памятники — были уничтожены. Ущерб оценили в 5,5 миллиарда долларов.
"Эти пожары глубоко пробудили наш штат к осознанию того, что нам необходим механизм снижения рисков", — признает губернатор Джош Грин.
Так родилась идея грин-фи — налога, направленного не на дороги и автобусы, а на реабилитацию природы: очистку лесов от сухой травы, укрепление берегов, восстановление пляжей и рифов.
Всего $2 в день — и 100 миллионов в год на экологию
Закон, одобренный 2 мая 2025 года, увеличивает туристический сбор с 10,25% до 11%, что в среднем составит $2 в день с одного туриста. Это даст штату до $100 млн в год. По словам экспертов, этого всё равно недостаточно: Гавайям нужно как минимум $560 млн ежегодно, чтобы эффективно защищать природную среду.
"Из-за дефицита природоохранного финансирования мы наблюдаем ухудшение состояния окружающей среды", — предупреждает Джек Киттингер из Conservation International.
Куда пойдут деньги?
Губернатор уже готовит список проектов:
- укрепление дорог, которые могут быть разрушены океанскими волнами;
- защита обрывающихся берегов;
- восстановление экосистем;
- создание новых рабочих мест для местных жителей.
Каждый остров будет определять приоритеты самостоятельно. Если сбор покажет эффективность, его повысят. Если нет — могут отменить уже через год.
Туризм — спасение или разрушение?
Гавайи задыхаются от турпотока: растительность вытаптывается, водные ресурсы на пределе, а канализация не справляется. Программа устойчивого туризма не просто о деньгах — она о балансе.
На примере побережья Напали на Кауаи видно: небольшие изменения работают. Парковку убрали, ввели трансфер — и природа начала восстанавливаться. Уровень удовлетворённости туристов и жителей вырос.
Реформа по-гавански: HTA — в отставку
Впечатляющим жестом Грин упраздняет Гавайское управление по туризму (HTA), существовавшее с 1998 года. Вместо него создаётся Destination Stewardship Organization — некоммерческая организация, фокус которой не на привлечении туристов любой ценой, а на защите интересов сообщества и природы.
"Нам нужно перестать воспринимать туризм как товар", — утверждает Грин.
Что думают туристы и эксперты?
Некоторые уже окрестили сбор "налогом на сёрфинг".
Но не все довольны. Онлайн-форумы полны жалоб: слишком много сборов, бронирований, разрешений.
Пример для мира: кто уже делает так же?
Многие страны уже давно пошли этим путём:
- Бутан — $200 в день за "устойчивое развитие";
- Палау — $100 за "Первозданный рай";
- Венеция — $12 за однодневный визит;
- Греция — заменила гостиничный налог на климатический сбор;
- Мальдивы, Бали, Новая Зеландия — тоже в игре.
Эти сборы ограничивают массовый туризм и привлекают более осознанных и платёжеспособных путешественников.
"Я ожидаю, что и другие штаты с длинным побережьем или рисками пожаров последуют нашему примеру", — говорит Грин.
Подписывайтесь на Экосевер