
Школьная травля не калечит психику? Учёные нашли другую причину ОКР
Можно ли винить школьную травлю в психических расстройствах взрослого человека? Много лет ответ казался очевидным — да, буллинг разрушает психику, и его последствия могут тянуться годами. Однако новое масштабное исследование из Швеции поставило под сомнение это устоявшееся мнение. Учёные пришли к выводу: всё может быть не так однозначно, и ключ к разгадке кроется не только в школьных конфликтах, но и… в генетике.
Исследование, которое переворачивает представление о буллинге
Работу провели специалисты из Каролинского института — одного из самых авторитетных медицинских центров Европы. Результаты опубликованы в журнале Molecular Psychiatry. Учёные проанализировали данные 16 тысяч близнецов, родившихся в Швеции с 1993 по 2006 год.
Когда участникам исполнилось 15 лет, они прошли опросник на тему буллинга — рассказывали, подвергались ли они травле в школе. Затем, уже в 18 и 24 года, респонденты заполнили анкеты, оценивающие наличие симптомов обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР). Дополнительно исследователи использовали данные национального регистра пациентов, чтобы сопоставить их с официально поставленными диагнозами.
К 24 годам диагноз ОКР был подтверждён у 0,9% участников. И среди них трое из четырёх в 15 лет указывали, что подвергались школьной травле. На первый взгляд — прямая связь. Но при глубоком анализе оказалось, что всё сложнее.
Гены или травма?
Самое интересное открытие появилось при сравнении данных у двойняшек и однояйцевых близнецов. У тех, кто имеет разный набор генов (дизиготные близнецы), связь между буллингом и развитием ОКР сохранялась. А вот у монозиготных близнецов, чей генетический код совпадает почти на 100%, она исчезала.
Это означает, что фактор школьной травли может не быть причиной развития ОКР. Скорее, и склонность к этому расстройству, и уязвимость перед буллингом — звенья одной и той же генетической предрасположенности. Иными словами, одни и те же гены могут одновременно повышать риск стать жертвой травли и развить навязчивые состояния в будущем.
Почему это важно?
Обсессивно-компульсивное расстройство — не просто привычка мыть руки по двадцать раз в день. Это тяжёлое хроническое состояние, которое может разрушать качество жизни: от постоянных навязчивых мыслей до ритуалов, сковывающих повседневную активность.
Ранее считалось, что ОКР может развиваться как ответ на психотравмирующий опыт в детстве — в том числе буллинг. Но результаты шведских исследователей заставляют пересмотреть это представление. Причинно-следственная связь оказалась не столь прямой.
Тем не менее, учёные подчёркивают: травля в школе всё ещё является серьёзной социальной и психологической проблемой. Она может приводить к депрессии, тревожным расстройствам, снижению самооценки, и, конечно, требует вмешательства родителей, педагогов и психологов.
"Мы не отрицаем вреда буллинга. Но при оценке последствий важно учитывать биологические особенности конкретного человека. Некоторые подростки могут быть генетически более восприимчивы к стрессу и психическим расстройствам", — комментируют авторы исследования.
Глубже, чем кажется
Этот вывод — ещё один шаг к персонализированному подходу в психиатрии. Он подтверждает, что психическое здоровье человека формируется не только из внешних событий, но и из того, с чем он пришёл в этот мир.
В то же время, осознание генетических рисков даёт шанс на раннюю профилактику и поддержку. Если ребёнок обладает высокой чувствительностью, это повод не игнорировать тревожные сигналы, даже если внешне ситуация выглядит безопасной.
Что ещё говорят психологи
-
По данным ВОЗ, до 32% подростков во всём мире сталкиваются с травлей в школе.
-
В России, согласно данным проекта "Точка опоры", с буллингом сталкивался каждый третий школьник.
-
Большинство подростков не сообщает взрослым о травле, и лишь 15% родителей узнают об этом своевременно.
Эти цифры доказывают: травля остаётся реальной проблемой. Но важно понимать, какие именно последствия она может вызвать и у кого — чтобы помощь была не формальной, а эффективной.
Подписывайтесь на Экосевер