Трудом к диплому: как производственный стаж может обойти баллы ЕГЭ
Почему бы не поощрять тех, кто выбрал путь реального труда до поступления в вуз? В Общественной палате предложили учитывать опыт работы на производстве при приёме в высшие учебные заведения. Речь идёт о начислении дополнительных баллов к ЕГЭ за трудовую деятельность на предприятиях. Предложение может изменить подход к формированию студенческого контингента и сделать профессиональную ориентацию реальным плюсом при поступлении.
Производственный опыт как преимущество
С инициативой выступил заместитель секретаря Общественной палаты России Владислав Гриб. Он предложил добавить работу на производстве в перечень индивидуальных достижений, за которые абитуриенты могут получать дополнительные баллы при поступлении.
"Можно подумать над тем, чтобы не только ЕГЭ был мерилом знаний, но и профессиональный стаж, опыт работы в той сфере, куда потом специалист с высшим образованием захочет вернуться", — отметил Гриб.
Такой подход, по мнению представителя Общественной палаты, стал бы особенно справедливым для молодых людей, которые уже имеют реальный производственный опыт и осознанно выбирают путь вуза по специальности, с которой они знакомы не понаслышке.
Советский опыт и современные задачи
Владислав Гриб напомнил, что в советские годы было вполне обычным сначала пойти работать на предприятие, а уже затем поступать в институт. Причём работодатель мог даже дать письменную рекомендацию для вуза. Это повышало ценность образования и привносило в него практическую основу.
Он также предложил ввести аналогичные льготы, какие ранее действовали для молодых людей с рабочим или армейским прошлым. Такой подход, считает Гриб, поможет вернуть престиж рабочим профессиям и сделать выбор в пользу техникумов и заводов — осознанным, а не вынужденным.
Образовательные и профориентационные инициативы
Кроме начисления баллов за трудовой стаж, прозвучали и другие предложения:
- 
Проводить экскурсии на предприятия — с целью познакомить школьников с реальной производственной средой и возможными будущими профессиями.
 - 
Отдавать приоритет при зачислении на заочную форму обучения тем, кто уже имеет опыт работы на производстве и продолжает трудиться.
 - 
Развивать систему профессионального наставничества, где молодёжь могла бы получать советы и поддержку от опытных работников заводов и фабрик.
 
Всё это должно, по мнению инициаторов, помочь не только абитуриентам, но и самой экономике — которая остро нуждается в квалифицированных рабочих кадрах.
Что уже входит в список индивидуальных достижений?
На сегодняшний день в перечень достижений, за которые начисляются баллы к результатам ЕГЭ, включены:
- 
участие в олимпиадах и профессиональных конкурсах;
 - 
наличие золотой медали;
 - 
спортивные успехи;
 - 
волонтёрская деятельность;
 - 
участие в специальной военной операции;
 - 
наличие портфолио или проектной работы (в ряде вузов).
 
Инициатива Гриба дополнила бы этот список новым и, пожалуй, давно назревшим пунктом — "опыт реального труда".
Актуальность на фоне вызовов рынка труда
По данным Минтруда и Минпромторга, в России наблюдается серьёзный дефицит рабочих кадров. Особенно остро ощущается нехватка специалистов в сферах машиностроения, металлургии, логистики, а также в строительной отрасли.
В условиях, когда цифровые профессии набирают популярность, а "голубые воротнички" — редкость, инициативы по мотивации к производственному труду приобретают особую ценность.
Потенциальные плюсы инициативы
- 
Социальная справедливость — учитываются усилия тех, кто не просто сдавал экзамены, а уже работал.
 - 
Снижение нагрузки на систему среднего образования — молодые люди смогут более осознанно выбирать вуз.
 - 
Рост престижа рабочих профессий — особенно среди выпускников техникумов и колледжей.
 - 
Поддержка промышленности — приток кадров, мотивированных не только знаниями, но и практикой.
 
Что дальше?
Пока идея не получила официального одобрения, но она уже обсуждается в экспертных кругах. В случае её принятия может потребоваться корректировка порядка приёма в вузы и обновление нормативных документов, регулирующих перечень индивидуальных достижений.
Если инициатива будет реализована, Россия может вернуться к традициям, где труд и образование идут рука об руку — не конкурируя, а дополняя друг друга.
Подписывайтесь на Экосевер