Книга
Книга
Карина Панкращенко Опубликована 29.07.2025 в 5:55

Студенты с ОВЗ в обычных группах: как Россия поддерживает инклюзивное образование

Преподаватели поддерживают инклюзивное образование для студентов с ОВЗ

В России наблюдается явная поддержка идеи обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в обычных группах. Многие преподаватели и студенты, по данным исследования платформы "Неравнодушный человек", высказываются за такие практики, считая, что это способствует созданию инклюзивной университетской среды. Исследование, опубликованное ТАСС, подтверждает, что большинство образовательных учреждений готовы принимать таких студентов, а также поддерживать их интеграцию в общий учебный процесс.

Что показало исследование?

Согласно опросу, 65% преподавателей и 40% студентов заявили, что в их учебных заведениях обучаются студенты с ОВЗ. При этом совместное обучение поддерживают 71% преподавателей и 58% студентов. Это говорит о высоком уровне принятия инклюзивного подхода в российских вузах. Примечательно, что только 7% преподавателей и 6% студентов имеют отрицательное отношение к таким практикам.

Для большинства преподавателей обучение в смешанных группах не представляет особых трудностей. 72% опрошенных считают, что работа с такими студентами не отличается от обычного преподавания. Однако 13% признали, что в таких условиях работать сложнее. Это подчеркивает, что, несмотря на общую поддержку, инклюзивное образование требует определенных усилий.

Какой подход необходим для успешной работы с ОВЗ?

70% преподавателей уверены, что для эффективной работы с особенными студентами необходимы дополнительные компетенции. В первую очередь, речь идет о подготовке преподавателей к особенностям работы с такими студентами и о создании поддерживающей среды, как физической, так и социальной. Адаптация помещений, установка пандусов и расширение дверных проемов — это важные шаги, но они не могут быть единственными. Важнейшая составляющая инклюзии — это активная социальная поддержка студентов с ОВЗ.

Социальная вовлеченность и эмпатия в учебном процессе

Как отмечает аналитик лаборатории платформы "Неравнодушный человек" Мария Токарева, взаимодействие студентов и преподавателей с детьми с ОВЗ способствует развитию эмпатии и социальной вовлеченности в университетской среде. Студенты и преподаватели не просто оказывают помощь, но и активно участвуют в процессе сопровождения таких студентов, что является важным элементом инклюзивного образования.

Для студентов это не только возможность помочь своему однокурснику, но и шанс развить важные социальные навыки, такие как терпимость и внимание к другим. По сути, инклюзивное образование становится тем фундаментом, на котором строится более гуманное и открытое общество.

Какие преимущества имеет инклюзивное образование?

  1. Равные возможности для всех студентов. Совместное обучение позволяет студентам с ограниченными возможностями здоровья чувствовать себя частью коллектива, а не исключением.

  2. Развитие социальной ответственности. Это важный элемент, который формируется у студентов через активное участие в процессе обучения, где они становятся не только учителями и учениками, но и настоящими помощниками.

  3. Улучшение качества образования. Инклюзивный подход стимулирует преподавателей искать новые формы взаимодействия с учащимися, что повышает качество обучения для всех студентов.

Интересные факты:

  1. В России постепенно растет число образовательных учреждений, внедряющих инклюзивные практики, в том числе и для студентов с ОВЗ.

  2. На международном уровне инклюзивное образование уже давно стало стандартом, и России предстоит пройти еще долгий путь, чтобы внедрить его в широком масштабе.

  3. Совместное обучение также дает преимущества самим студентам, помогая развивать терпимость и понимание в отношении людей с особыми потребностями.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Маленький чемпион — большой отличник: как спорт превращает детей в лидеров сегодня в 9:18

Почему юные спортсмены часто оказываются успешнее в учёбе и как найти баланс между тренировками и отдыхом — объясняет спортивный психолог.

Читать полностью »
Полуторагодовалый шопоголик: случай, который изменил закон об онлайн-покупках сегодня в 7:11

Дети всё чаще пользуются смартфонами, и вместе с этим растёт риск случайных покупок. Суд признал право родителей отказаться от таких заказов — рассказываем, как защитить себя.

Читать полностью »
Малыш засыпает сам — и грудное вскармливание сохраняется: секрет, о котором молчат консультанты сегодня в 5:55

Как помочь ребенку научиться засыпать без груди и при этом сохранить грудное вскармливание? Разбираемся с советами, ошибками и мягкими методиками перехода.

Читать полностью »
Очередь превращается в приключение: как обычные слова спасают от скуки и развивают мозг ребёнка сегодня в 3:44

Превратите скучное ожидание в весёлое приключение: 10 речевых игр, которые не только развлекут ребёнка, но и помогут развить речь, фантазию и внимание.

Читать полностью »
Домашка онлайн, память офлайн: чем цифровизация лишает детей ума и воли вчера в 23:52

С 2025 года домашние задания перевели в онлайн-формат. Почему отказ от бумажных дневников может лишить детей важных учебных навыков?

Читать полностью »
Микробы знают о ребёнке больше, чем родители: найден источник тревожности и депрессии вчера в 21:36

Учёные нашли неожиданную связь между микрофлорой кишечника и эмоциональным развитием детей. Как микробы влияют на мозг и почему это важно для будущего ребёнка?

Читать полностью »
Молодость не защищает: чем моложе курильщик, тем ближе импотенция вчера в 19:11

Врачи предупреждают: если начать курить в 16 лет, к 30 можно столкнуться с импотенцией. Почему никотин разрушает сосуды и как восстановить здоровье?

Читать полностью »
Когда ребёнок живёт в виртуальном мире: как распознать начало зависимости вчера в 17:44

Подростки всё чаще теряются между реальностью и виртуальным миром. Как вовремя заметить, что увлечение играми превратилось в зависимость — объясняет психиатр.

Читать полностью »