
Новых машин будет меньше: рынок возвращается в 2016 год
На российском авторынке грядёт затяжная пауза: продажи новых автомобилей во второй половине 2025 года останутся в той же унылой динамике, что и в первом полугодии. Даже оптимисты в голос признают — ситуация далека от здоровой.
Среднемесячные продажи: рост отменяется
По данным аналитического агентства "Автостат", участники рынка не ждут чудес от второго полугодия. В июле-декабре продажи новых автомобилей будут колебаться в диапазоне 85-120 тысяч штук в месяц, что почти не отличается от показателей первой половины года.
"Среднемесячная реализация машин во второй половине года будет на уровне 85-100 тысяч единиц", — сдержанно настроен глава группы компаний "Аларм-Моторс" Роман Слуцкий.
Андрей Ольховский, руководитель ГК "Автодом", в свою очередь, считает, что итоговая цифра будет чуть выше 100 тысяч машин ежемесячно.
Общий итог 2025 года: не более 1,15 млн
Учитывая текущую динамику и осторожные оценки дилеров, годовой объём продаж автомобилей в России в 2025 году, по прогнозам, составит от 1,05 до 1,15 миллиона штук. Это значение близко к негативному сценарию, озвученному в "Автостате".
Если ситуация на рынке пойдёт по наихудшему сценарию, итоговая цифра может упасть до 1,1 миллиона проданных машин.
Для сравнения: в первой половине года, по данным Минпромторга, в России было реализовано 526 698 новых легковых автомобилей, что уже демонстрирует спад на 26%.
Что давит рынок вниз: главные причины
Эксперты в один голос утверждают: серьёзный спад продаж вызван целым комплексом факторов, среди которых:
-
постоянный рост утилизационного сбора — он увеличивает цену на новые автомобили;
-
жесткая денежно-кредитная политика Центробанка, ограничивающая доступность автокредитов;
-
общее подорожание машин, особенно иномарок, на фоне падения реальных доходов населения;
-
логистические проблемы и дефицит комплектующих, которые сохраняются на фоне санкционного давления.
Как следствие, покупательская активность остаётся низкой, а автосалоны вынуждены удерживать цены или даже идти на точечные скидки, чтобы привлечь клиентов.
Ностальгия по 2016-му: к чему готовиться рынку
В Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) также разделяют пессимизм. Комитет автопроизводителей организации предполагает, что по итогам 2025 года рынок может откатиться к объёмам продаж, зафиксированным девять лет назад. Это означает возврат к уровню 2016 года, когда рынок восстанавливался после валютного кризиса и обвала продаж на фоне санкций.
Справка: в 2016 году в России было продано 1,42 млн новых легковых автомобилей. Если текущие прогнозы сбудутся, 2025-й может стать худшим годом для отрасли за последнее десятилетие.
Выхода пока не видно
Несмотря на локальные всплески интереса к новым брендам, прежде всего китайским, рынок остаётся в стагнации. Поддержать спрос могли бы программы господдержки или новые схемы кредитования, но пока таких инициатив либо недостаточно, либо они не работают эффективно.
Производители также не спешат заваливать дилеров новыми партиями машин. Причина проста — низкий спрос не даёт уверенности в быстрой реализации.
Подписывайтесь на Экосевер