
Грузовая яма: почему Мурманский порт теряет объёмы
Февраль 2025 года стал непростым для одного из ключевых звеньев российской арктической логистики. Грузооборот Мурманского морского торгового порта упал почти на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив лишь 1,04 миллиона тонн.
Уголь — груз номер один, но его стало меньше
Главную долю в общем объеме грузов по-прежнему занимает уголь — более 70%. Однако именно сокращение экспорта угля стало основной причиной падения показателей. По словам представителей порта, именно снижение внешнего спроса на угольные поставки напрямую ударило по загруженности терминалов.
Хотя мощности Мурманского торгового порта позволяют ежегодно обрабатывать до 24 миллионов тонн, реальная загрузка сегодня далека от этого уровня. Такой разрыв между возможностями и реальной динамикой — тревожный симптом для региона, экономика которого во многом зависит от портовой логистики.
Арктический хаб теряет темп
Мурманский порт традиционно считается стратегической точкой на карте северных морских путей. В условиях глобального потепления и таяния арктических льдов Северный морской путь должен был стать новым торговым коридором, а Мурманск — его главным логистическим узлом. Но пока международные санкции, высокая волатильность энергетического рынка и снижение мирового спроса на уголь вносят коррективы в эти амбициозные планы.
Снижение объемов перевалки угля наблюдается на фоне общего спада грузооборота по ряду российских портов. Например, по данным Ассоциации морских торговых портов, совокупные объемы экспорта угля по морю сократились на 11% в первом квартале 2025 года. Это отражает глобальные тренды: страны Европы снижают потребление угля, а азиатские рынки предпочитают локальных поставщиков.
Что дальше?
В порту не теряют надежды на восстановление объемов за счёт диверсификации. В ближайшее время планируется расширить перечень обрабатываемых грузов и модернизировать инфраструктуру. Однако даже несмотря на потенциальную устойчивость, операционные показатели уже сейчас бьют тревожные сигналы.
Для Мурманской области, где порт является одним из крупнейших работодателей и налогоплательщиков, снижение грузопотока — это не только экономический, но и социальный вызов. Особенно в преддверии активного периода навигации и подготовки к новым контрактам в рамках арктических поставок.
Подписывайтесь на Экосевер