Бердянский порт причал №8
Бердянский порт причал №8
Карина Панкращенко Опубликована сегодня в 13:19

Грузовая яма: почему Мурманский порт теряет объёмы

Февраль 2025 года стал непростым для одного из ключевых звеньев российской арктической логистики. Грузооборот Мурманского морского торгового порта упал почти на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив лишь 1,04 миллиона тонн.

Уголь — груз номер один, но его стало меньше

Главную долю в общем объеме грузов по-прежнему занимает уголь — более 70%. Однако именно сокращение экспорта угля стало основной причиной падения показателей. По словам представителей порта, именно снижение внешнего спроса на угольные поставки напрямую ударило по загруженности терминалов.

Хотя мощности Мурманского торгового порта позволяют ежегодно обрабатывать до 24 миллионов тонн, реальная загрузка сегодня далека от этого уровня. Такой разрыв между возможностями и реальной динамикой — тревожный симптом для региона, экономика которого во многом зависит от портовой логистики.

Арктический хаб теряет темп

Мурманский порт традиционно считается стратегической точкой на карте северных морских путей. В условиях глобального потепления и таяния арктических льдов Северный морской путь должен был стать новым торговым коридором, а Мурманск — его главным логистическим узлом. Но пока международные санкции, высокая волатильность энергетического рынка и снижение мирового спроса на уголь вносят коррективы в эти амбициозные планы.

Снижение объемов перевалки угля наблюдается на фоне общего спада грузооборота по ряду российских портов. Например, по данным Ассоциации морских торговых портов, совокупные объемы экспорта угля по морю сократились на 11% в первом квартале 2025 года. Это отражает глобальные тренды: страны Европы снижают потребление угля, а азиатские рынки предпочитают локальных поставщиков.

Что дальше?

В порту не теряют надежды на восстановление объемов за счёт диверсификации. В ближайшее время планируется расширить перечень обрабатываемых грузов и модернизировать инфраструктуру. Однако даже несмотря на потенциальную устойчивость, операционные показатели уже сейчас бьют тревожные сигналы.

Для Мурманской области, где порт является одним из крупнейших работодателей и налогоплательщиков, снижение грузопотока — это не только экономический, но и социальный вызов. Особенно в преддверии активного периода навигации и подготовки к новым контрактам в рамках арктических поставок.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Эти долги исчезнут: многодетным готовят коммунальную амнистию сегодня в 17:18

В Госдуме предложили простить долги по ЖКХ многодетным семьям с низким доходом. Эта инициатива может изменить жизнь миллионов — но всё ли так просто?

Читать полностью »
Турецкая лира рухнула до минимума: что происходит с валютой сегодня в 16:05

На фоне арестов оппозиционеров и роста инфляции курс турецкой лиры пробил очередное дно. Что толкнуло валюту вниз, и как это отразится на экономике?

Читать полностью »
Минэнерго США: стране не хватит электричества для гонки ИИ сегодня в 15:34

США рискуют остаться без света: из-за ИИ и цифровой инфраструктуры количество отключений может удвоиться. Что предлагает Минэнерго, и кто виноват?

Читать полностью »
Арбузы и дыни скоро подешевеют: когда лучше идти за сладким сегодня в 14:41

Цены на арбузы и дыни скоро упадут. Когда ждать сладкий урожай по приятной цене и стоит ли покупать сейчас — в материале с объяснением от эксперта.

Читать полностью »
Вагонов стало меньше: рынок грузовиков в России теряет позиции сегодня в 12:29

Продажи легких и тяжёлых грузовиков упали, а производство вагонов сократилось на 15%. Какие бренды удержались на плаву и почему рынок трясёт — в материале.

Читать полностью »
Заводы под давлением: как Европа захлебнулась в военных контрактах сегодня в 11:56

Европейские оборонные заводы захлебнулись в заказах. Почему производители не справляются, и что за этим стоит — ответ в новом докладе "Росконгресса".

Читать полностью »
Завод за 850 миллионов: что изменит новый проект в Ростовской области сегодня в 10:10

В Ростовской области запускают амбициозный проект: на заводе за 850 млн рублей будут выпускать технику для аграриев и строителей. Но главная цель — не только это.

Читать полностью »
Санкции как образ жизни: что ждёт российскую экономику сегодня в 9:40

Санкции против России больше не экстренная мера, а устойчивая стратегия. Что стоит за новым витком давления, и как это меняет экономику страны?

Читать полностью »