
Учёба по-новому: стратегия образования до 2040
Особый акцент — на влияние гаджетов. По словам министра, "это вызов, которого не было 10-20 лет назад". Он убеждён: если не реагировать, число детей с нарушениями развития будет только расти. Проблема — не в самих телефонах, а в их бессистемном и бесконтрольном использовании.
Учёба без лайков и сторис?
Один из важных вопросов — как обеспечить цифровую гигиену. Доцент СПбГУ, доктор психологических наук Роман Демьянчук напоминает, что уже существуют методические рекомендации, где чётко прописано: администрация школ может регулировать доступ к смартфонам в учебное время и даже во время перемен. Главное — не запрет, а создание такой среды, в которой детям будет интересно и без телефона.
С ним соглашается заместитель директора по ИКТ школы № 22 Верхней Пышмы Денис Киреев. Он говорит: "Нужно не ограничивать, а учить — как распознавать опасности, как себя защитить в интернете. Родителям важно не отмахиваться, а вместе с детьми смотреть видео, обсуждать посты, формировать критическое мышление".
Педагог подчёркивает: возраст допуска к соцсетям — вопрос гибкий. Большинство платформ ставят планку в 13 лет, но уровень зрелости у детей разный, и это важно учитывать.
Гаджетам — по расписанию
Учитель-логопед из Донецка Алина Саакова напоминает: особенно уязвимы дети младшего возраста. Если малыш до двух лет проводит время у экрана, это тормозит развитие речи. Ведь речь воспринимается только в живом взаимодействии, а не через мультфильмы. Она настаивает: максимум, что можно — использовать обучающие игры в рамках развивающих занятий и строго по времени.
Согласно нормам, детям в 5-6 лет можно использовать гаджеты до 25 минут в день, в 6-7 лет — не более 30 минут. Но даже в этих рамках важно качество контента и наличие взрослого рядом.
Каждый может предложить своё
Авторы проекта подчеркивают: стратегия создаётся не в закрытом кабинете. Любой гражданин — родитель, школьник, студент — может высказать свои идеи на портале "Госуслуги". Это редкий случай, когда разработка масштабного документа по-настоящему открыта для всей страны.
Разговор идёт не только о будущем школ, но и о будущем детей, и потому особенно важно, чтобы он шёл открыто и с участием самих учеников и родителей.
Подписывайтесь на Экосевер