
Возвращение оценки за поведение: как будут оценивать учеников с 1 сентября
С 1 сентября в некоторых российских школах ученики снова будут получать оценки за поведение. Да, как в советское время — но с поправкой на современность. Эксперимент охватит более 80 образовательных учреждений в разных регионах страны и, по замыслу авторов, должен заложить фундамент для возвращения системного подхода к воспитательной работе в школах.
Кто и как будет ставить оценки за поведение
Оценку школьникам будут выставлять классные руководители. Однако они не будут единственными, кто формирует мнение о поведении ученика: подключаться к оцениванию смогут и другие педагоги, работающие с ребёнком, а также представители школьной администрации.
О том, как будет устроена система, рассказали в Telegram-канале Минпросвещения.
"Оценки поведения мы предлагаем выставлять с первого по восьмой класс в пилотном режиме в течение всего учебного года. Не задействуем в апробации выпускные классы, чтобы не провоцировать напряженность с учетом необходимости подготовки к экзаменам. В дальнейшем планируется распространить проект на всех обучающихся", — говорит заместитель министра просвещения Ольга Колударова.
Таким образом, эксперимент намеренно обходит старшие классы, чтобы не вмешиваться в и без того напряжённый экзаменационный процесс.
Где начнётся эксперимент и как он устроен
С 1 сентября систему апробируют 84 школы в следующих регионах:
-
Новгородская область
-
Ярославская область
-
Тульская область
-
Ленинградская область
-
Республика Мордовия
-
Чеченская Республика
-
Луганская Народная Республика
Каждое учебное заведение сможет выбрать одну из трёх моделей оценивания:
-
Зачет/незачет — максимально лаконично.
-
Трёхступенчатая шкала: образцовое / удовлетворительное / неудовлетворительное поведение.
-
Пятиуровневая система: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, совсем неудовлетворительно.
По результатам года власти проанализируют, какая из моделей оказалась наиболее эффективной, и уже затем примут решение о внедрении в масштабах всей страны.
По каким критериям будут оценивать
Критерии оценивания формировались с учётом мнений как учителей, так и родителей. В перечень вошли следующие параметры:
-
дисциплинированность,
-
соблюдение норм общения с другими учениками и взрослыми,
-
правомерное поведение,
-
социальная активность.
То есть оценка охватит не только "послушание", но и умение выстраивать отношения с окружающими, проявлять инициативу и соблюдать базовые нормы поведения.
История вопроса: от СССР до Совета при Президенте
Идея вернуть в школы оценку за поведение не нова. В Советском Союзе такая система действовала до конца 1980-х годов. Она также использовалась при приёме в вузы и техникумы: "примерное поведение" могло сыграть решающую роль в конкурсе.
В современной России дискуссия активизировалась после заседания Совета по правам человека в конце 2024 года. Тогда этот вопрос подняли в разговоре с Президентом Владимиром Путиным.
"Если оценка за поведение будет возвращена, то нужно, чтобы она на что-то влияла. Она должна быть равноценной с другими оценками", — добавил глава государства.
Путин также поручил правительству обсудить эту идею с педагогическим сообществом и родителями.
Для чего это нужно — официальная позиция
По словам члена СПЧ Владимира Иконникова, возвращение оценки за поведение — это не просто формальность.
"Оценка за поведение в том числе поможет защитить честь и достоинство учителей", — утверждает он.
Таким образом, планируется не просто внедрить новую строчку в табель, а сделать её инструментом воспитательной и правовой поддержки в школьной среде.
Международный опыт: у кого уже есть такие оценки
Интересно, что аналогичные системы существуют и в других странах. Например:
-
во Франции ученики получают так называемую "оценку поведения" (note de vie scolaire), которая влияет на перевод в следующий класс;
-
в Японии и Китае активно отслеживают участие в жизни школы, дисциплину и поведение, включая эти параметры в общий рейтинг учащегося;
-
в Германии важную роль играют комментарии учителей в характеристике — они напрямую влияют на выбор будущей профессии и обучение в колледже.
Россия, похоже, идет к восстановлению традиций, адаптируя их под современные реалии.
Что будет дальше
По окончании учебного года результаты эксперимента проанализируют. Если опыт окажется успешным, систему распространят на все школы страны. Также возможна интеграция поведения в интегральную (среднюю) оценку успеваемости — и её учёт при поступлении в колледжи и вузы.
Пока же главное — наладить прозрачную и справедливую систему, чтобы оценка действительно отражала поведение, а не субъективное мнение.
Подписывайтесь на Экосевер