
"Сильные ребята": что скрывают слова, произнесенные в "Сириусе"
18-19 июня в университете "Сириус" прошла конференция, посвященная благополучию детей и роли государства в их образовании. В ходе мероприятия был представлен доклад Института коррекционной педагогики, который вызвал бурю обсуждений и обеспокоенности. Доклад касался результатов анализа системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, проведенного по поручению Президента России.
Что вызвало общественное беспокойство?
Конференция прошла в фактически закрытом формате: трансляция не велась, и доступ на мероприятие был ограничен. Однако представители крупнейшей российской организации родителей детей с аутизмом, "Аутизм-Регионы", все же смогли присутствовать на событии. Сразу после завершения конференции в организации начали возникать вопросы к озвученным идеям.
Оказавшись в распоряжении экспертов, резолюция вызвала тревогу. Одним из самых спорных моментов стал пункт, где говорится, что родители не должны решать, где учиться их ребенку — в общеобразовательной школе или в коррекционной. Также резолюция настаивает на законодательном ограничении прав НКО, которые поддерживают образовательные учреждения.
Эксперты и родители детей с аутизмом выразили обеспокоенность такими подходами, поскольку они противоречат принципам инклюзии и гуманизма, которым учат многие современные научные подходы.
Доклад, который заставил задуматься: "Сильные ребята" или игнорирование проблем?
Директор Института коррекционной педагогики Татьяна Соловьева на конференции заявила, что проблемы в инфраструктуре образования детей с ОВЗ заключаются в излишней инклюзивности. По её словам, многие люди путаются в вопросах доступности образовательных учреждений для детей с особыми потребностями и считают, что каждое учебное заведение должно быть инклюзивным. Однако, подчеркнула она, закон об образовании не требует такой обязательности.
"Мы обязаны развивать образовательную организацию, как обеспечивающую доступность и качество разных. Но должны помнить о государственных задачах. Наша страна должна сделать скачок вперед. И мы опираемся на сильных ребят, мы ими занимаемся", — сказала Соловьева, добавив, что излишняя инклюзивность — это ошибка.
Такие слова, по мнению многих участников конференции, ставят под сомнение гуманистический подход к обучению детей с ОВЗ и возвращают нас к изоляции людей с инвалидностью, которая была характерна для прошлых времен.
Что делают родители и эксперты?
Организации, такие как "Аутизм-Регионы", ВОРДИ и другие, уже запустили петицию с призывом провести экспертизу доклада и не допустить возвращения к сегрегационным практикам. В своем обращении они подчеркнули, что Россия должна продолжать развивать инклюзивное общество, где каждый ребенок, вне зависимости от состояния здоровья, имеет право на качественное образование и достойное будущее.
"Мы убеждены, что наши дети могут учиться, развиваться и быть частью общества. Они доказали это на практике", — говорится в петиции.
Подписывайтесь на Экосевер