конференция
конференция
Виктория Копцова Опубликована 27.06.2025 в 17:02

"Сильные ребята": что скрывают слова, произнесенные в "Сириусе"

18-19 июня в университете "Сириус" прошла конференция, посвященная благополучию детей и роли государства в их образовании. В ходе мероприятия был представлен доклад Института коррекционной педагогики, который вызвал бурю обсуждений и обеспокоенности. Доклад касался результатов анализа системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, проведенного по поручению Президента России.

Что вызвало общественное беспокойство?

Конференция прошла в фактически закрытом формате: трансляция не велась, и доступ на мероприятие был ограничен. Однако представители крупнейшей российской организации родителей детей с аутизмом, "Аутизм-Регионы", все же смогли присутствовать на событии. Сразу после завершения конференции в организации начали возникать вопросы к озвученным идеям.

Оказавшись в распоряжении экспертов, резолюция вызвала тревогу. Одним из самых спорных моментов стал пункт, где говорится, что родители не должны решать, где учиться их ребенку — в общеобразовательной школе или в коррекционной. Также резолюция настаивает на законодательном ограничении прав НКО, которые поддерживают образовательные учреждения.

Эксперты и родители детей с аутизмом выразили обеспокоенность такими подходами, поскольку они противоречат принципам инклюзии и гуманизма, которым учат многие современные научные подходы.

Доклад, который заставил задуматься: "Сильные ребята" или игнорирование проблем?

Директор Института коррекционной педагогики Татьяна Соловьева на конференции заявила, что проблемы в инфраструктуре образования детей с ОВЗ заключаются в излишней инклюзивности. По её словам, многие люди путаются в вопросах доступности образовательных учреждений для детей с особыми потребностями и считают, что каждое учебное заведение должно быть инклюзивным. Однако, подчеркнула она, закон об образовании не требует такой обязательности.

"Мы обязаны развивать образовательную организацию, как обеспечивающую доступность и качество разных. Но должны помнить о государственных задачах. Наша страна должна сделать скачок вперед. И мы опираемся на сильных ребят, мы ими занимаемся", — сказала Соловьева, добавив, что излишняя инклюзивность — это ошибка.

Такие слова, по мнению многих участников конференции, ставят под сомнение гуманистический подход к обучению детей с ОВЗ и возвращают нас к изоляции людей с инвалидностью, которая была характерна для прошлых времен.

Что делают родители и эксперты?

Организации, такие как "Аутизм-Регионы", ВОРДИ и другие, уже запустили петицию с призывом провести экспертизу доклада и не допустить возвращения к сегрегационным практикам. В своем обращении они подчеркнули, что Россия должна продолжать развивать инклюзивное общество, где каждый ребенок, вне зависимости от состояния здоровья, имеет право на качественное образование и достойное будущее.

"Мы убеждены, что наши дети могут учиться, развиваться и быть частью общества. Они доказали это на практике", — говорится в петиции.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Подарки детям должны учитывать возраст и интересы — эксперт Светлана Грохотова сегодня в 16:04
Мандарины и конфеты больше не работают: что испортило магию детских праздников

Эксперт рассказала, почему конфеты и игрушки больше не радуют детей так, как раньше, и какой подарок действительно вызовет у них искреннюю радость.

Читать полностью »
Родители влияют на чувство счастья ребёнка — психолог Виктория Кисс сегодня в 14:10
Маленькие шаги — огромные последствия: что рушит внутренний мир ребёнка

Как воспитать ребёнка, который умеет быть счастливым? Психолог Виктория Кисс объясняет, почему путь к детскому счастью начинается с родителей.

Читать полностью »
Страх темноты у детей нормален — психолог Морозова сегодня в 11:58
Ребенок боится темноты не просто так: какие ошибки взрослых усиливают страх малышей

Психолог Елена Морозова рассказала EcoSever, как помочь ребенку, который боится темноты.

Читать полностью »
Поддержка самостоятельности уменьшает ссоры с ребенком — Мел сегодня в 8:09
Утро с уроками и сборами доводило меня до крика — я нашла выход

Как справляться с утренними конфликтами, уроками, ссорами и перепиской, сохраняя спокойствие и не срываясь на крик.

Читать полностью »
Гаджеты признаны частью повседневной жизни детей — психолог Анна Царицина сегодня в 2:10
Смартфон стал новой няней: как технологии растят поколение без взрослых

Психолог объяснила, как без конфликтов отучить ребёнка от бесконтрольного использования смартфона и помочь семье наладить здоровые отношения с технологиями.

Читать полностью »
Давление через страх заставляет детей действовать импульсивно — Мел вчера в 19:01
Сообщение выглядело правдоподобно, и ребёнок поверил — я вовремя вмешалась

Как научить ребёнка распознавать онлайн-обман, не поддаваться на сообщения от «близких» и выстроить безопасное поведение в мессенджерах.

Читать полностью »
Дети, умеющие контролировать эмоции, реже конфликтуют — психолог Лебедева вчера в 13:10
Маленький вулкан внутри нас: как сдержанные эмоции превращают любовь в тревогу

Как вырастить ребёнка, который не теряется перед трудностями и умеет управлять своими эмоциями? Психолог объясняет, с чего начать и чего избегать родителям.

Читать полностью »
Плач младенца при папе связан с формированием привязанности — Мел вчера в 7:56
С папой — истерика, без него — спокойный сон: нас это сильно напугало

Почему шестимесячный ребёнок плачет и хуже засыпает, когда папа дома, и как родителям мягко помочь малышу справиться с перегрузкой.

Читать полностью »