Школьный класс
Школьный класс
Любовь Можаева Опубликована сегодня в 4:35

Учитель и ребёнок не нашли общий язык — как помочь, не обострив

Даже если кажется, что "ничего страшного", для ребёнка конфликт с учителем — это потеря опоры в пространстве, где он проводит много времени.
Школа превращается в место тревоги, стыда, страха или внутреннего напряжения.

Это влияет на:

  • желание учиться и взаимодействовать;
  • самооценку и уверенность;
  • общее психологическое состояние.


Как понять, что что-то не так


Ребёнок не хочет идти в школу, особенно на конкретный предмет
Часто говорит: "он/она ко мне придирается", "всё время кричит"
Становится замкнутым, тревожным, раздражительным после уроков
Боится задавать вопросы, сомневается в себе
Говорит: "он/она меня не любит", "я всё делаю не так"

Важно: не каждый случай — буллинг. Но дискомфорт — это уже повод прислушаться.


Что НЕ стоит делать

  • Обесценивать: "Ну что ты, он со всеми такой", "Учителя надо уважать"
  • Сразу обвинять учителя, не разобравшись
  • Давить на ребёнка: "Ты просто преувеличиваешь", "Старайся больше — и всё наладится"
  • Вызывать конфликт "лоб в лоб" со школой без предварительного диалога с ребёнком


Все эти действия усиливают одиночество ребёнка и разрушают доверие.


Что делать родителю


Сначала — слушать
Без оценок, выводов и интерпретаций. Просто понять: что именно происходит, что чувствует ребёнок, как часто повторяется.


Признать чувства ребёнка
Даже если вы не согласны:
"Ты чувствуешь, что к тебе несправедливы. Это тяжело. Я тебя слышу."


Задать уточняющие вопросы
Что именно делает учитель? Что происходит в такие моменты? Кто ещё это замечает?


Поговорить с учителем
Спокойно, без обвинений. Опишите ситуацию с позиции "мне важно понять, что происходит", а не "почему вы так с моим ребёнком".


Следить за динамикой
Иногда одной беседы достаточно. Иногда — нужна вовлечённость администрации, психолога, перевод в другой класс или изменение подхода к обучению.


Как поддержать ребёнка вне школы


Укреплять уверенность: "Ты имеешь право на уважение, даже если ошибаешься"Давать пространство для отдыха и восстановления
Обсуждать разные типы взрослых: учителя тоже люди, у них есть характер, стиль, эмоции
Делать акцент: "Ты не один. Я рядом. Мы справимся вместе"

Конфликт с учителем — это не "мелочь" и не "детские фантазии". Это часть школьной реальности, которая требует внимания, бережности и участия.
Ребёнок не должен оставаться с этим один.
Он должен чувствовать: его голос важен, его чувства имеют значение, а рядом есть взрослый, который не испугается разобраться — спокойно, уважительно и по-настоящему.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Опасный отдых: медики проверяют лагерь с заболевшими детьми сегодня в 5:43

В детском лагере под Саратовом зафиксировали вспышку кишечной инфекции. Что известно о ситуации, как реагируют врачи и к чему это может привести — в нашем материале.

Читать полностью »
Как отличить временное одиночество от глубокой изоляции ребенка сегодня в 5:38

«Я один в классе», «Никто со мной не дружит», «Все играют без меня» — слова, от которых у родителей сжимается сердце. Хочется немедленно вмешаться, защитить, всё исправить. Но одиночество ребёнка — не всегда катастрофа, и уж точно не «воспитательный провал». Эта заметка — о том, как услышать, понять и помочь, не нарушая границы ребёнка и не усиливая его боль.

Читать полностью »
TikTok и ожоги: опасный тренд захватил подростков сегодня в 4:58

Опасный TikTok-тренд заставляет подростков обжигать себя ради признания. Почему они это делают, что за этим стоит, и как помочь вовремя, — рассказываем.

Читать полностью »
Категоричный, резкий, ранимый: как распознать юношеский максимализм сегодня в 3:33

Категоричность, бурные эмоции, протесты и споры — всё это юношеский максимализм. Что за ним стоит и как справиться родителям — объясняем по шагам.

Читать полностью »
Ребёнок растёт — что делать родителю? Оставаться вчера в 1:12

Как воспитывать ребёнка, чтобы он вырос уверенным в себе, но знал: любовь родителей никуда не денется? Где заканчивается забота и начинается контроль? Эта заметка — о тонкой, но важной грани между «быть рядом» и «мешать» — в отношениях с детьми любого возраста.

Читать полностью »
Когда ты не кричишь, тебя слышат лучше сегодня в 2:52

Каждый родитель сталкивался с ситуацией, когда ребёнок «не слышит». Слова повторяются по кругу, голос срывается — и снова крик. Но истина в том, что дети слышат не только слова — они улавливают тон, эмоции, посыл. В этой заметке — о том, как говорить с ребёнком так, чтобы он действительно услышал, понял и ответил доверием, а не сопротивлением.

Читать полностью »
Фадеев: мигранты без школьников — не для России сегодня в 2:15

Глава СПЧ Валерий Фадеев заявил, что мигранты, чьи дети не ходят в школу, должны уехать из России. Почему это не просто мнение, а вопрос закона и будущего — в материале.

Читать полностью »
Чем меньше хаоса — тем меньше капризов сегодня в 1:47

Режим дня — не про строгие часы и контроль, а про ощущение предсказуемости и опоры. Когда день выстроен понятно и стабильно, ребёнок чувствует себя в безопасности, а мама меньше устаёт. В этой заметке — как создать гибкий, но устойчивый ритм, в котором удобно всем.

Читать полностью »