
Учитель и ребёнок не нашли общий язык — как помочь, не обострив
Даже если кажется, что "ничего страшного", для ребёнка конфликт с учителем — это потеря опоры в пространстве, где он проводит много времени.
Школа превращается в место тревоги, стыда, страха или внутреннего напряжения.
Это влияет на:
- желание учиться и взаимодействовать;
- самооценку и уверенность;
- общее психологическое состояние.
Как понять, что что-то не так
Ребёнок не хочет идти в школу, особенно на конкретный предмет
Часто говорит: "он/она ко мне придирается", "всё время кричит"
Становится замкнутым, тревожным, раздражительным после уроков
Боится задавать вопросы, сомневается в себе
Говорит: "он/она меня не любит", "я всё делаю не так"
Важно: не каждый случай — буллинг. Но дискомфорт — это уже повод прислушаться.
Что НЕ стоит делать
- Обесценивать: "Ну что ты, он со всеми такой", "Учителя надо уважать"
- Сразу обвинять учителя, не разобравшись
- Давить на ребёнка: "Ты просто преувеличиваешь", "Старайся больше — и всё наладится"
- Вызывать конфликт "лоб в лоб" со школой без предварительного диалога с ребёнком
Все эти действия усиливают одиночество ребёнка и разрушают доверие.
Что делать родителю
Сначала — слушать
Без оценок, выводов и интерпретаций. Просто понять: что именно происходит, что чувствует ребёнок, как часто повторяется.
Признать чувства ребёнка
Даже если вы не согласны:
"Ты чувствуешь, что к тебе несправедливы. Это тяжело. Я тебя слышу."
Задать уточняющие вопросы
Что именно делает учитель? Что происходит в такие моменты? Кто ещё это замечает?
Поговорить с учителем
Спокойно, без обвинений. Опишите ситуацию с позиции "мне важно понять, что происходит", а не "почему вы так с моим ребёнком".
Следить за динамикой
Иногда одной беседы достаточно. Иногда — нужна вовлечённость администрации, психолога, перевод в другой класс или изменение подхода к обучению.
Как поддержать ребёнка вне школы
Укреплять уверенность: "Ты имеешь право на уважение, даже если ошибаешься"Давать пространство для отдыха и восстановления
Обсуждать разные типы взрослых: учителя тоже люди, у них есть характер, стиль, эмоции
Делать акцент: "Ты не один. Я рядом. Мы справимся вместе"
Конфликт с учителем — это не "мелочь" и не "детские фантазии". Это часть школьной реальности, которая требует внимания, бережности и участия.
Ребёнок не должен оставаться с этим один.
Он должен чувствовать: его голос важен, его чувства имеют значение, а рядом есть взрослый, который не испугается разобраться — спокойно, уважительно и по-настоящему.
Подписывайтесь на Экосевер