
Роботы на взлётной полосе: Пулково автоматизирует багаж
Грузчики отдыхают — их работу всё активнее берут на себя машины. Петербургский аэропорт Пулково делает серьёзную ставку на автоматизацию и готовится внедрить в эксплуатацию полностью беспилотные роботы-тягачи, которые будут заниматься транспортировкой багажа и не только.
Это не футуристический эксперимент, а уже утверждённый план, который оператор аэропорта — компания "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС) — намерен реализовать до 2028 года. В общей сложности планируется закупить до 45 автономных тягачей, которые смогут перемещаться по территории аэропорта без участия человека.
Не только багаж: роботы займутся снегом и травой
Новое соглашение предполагает не только использование беспилотных машин для обработки багажа. Роботы также будут выполнять сезонные задачи — от стрижки травы на аэродромной полосе до уборки снега в зимние месяцы. Такая универсальность делает внедрение особенно привлекательным с точки зрения оптимизации затрат и повышения безопасности.
"Соглашение также предусматривает использование робота для покоса травы на летном поле и очистки территории аэропорта от снега", — сообщает РБК.
Это значит, что в скором времени привычный пейзаж технической зоны аэропорта изменится: вместо привычных тракторов и ручной работы можно будет увидеть, как машины без кабин и водителей занимаются обслуживанием аэродрома.
Испытания уже начались
Проект реализуется при поддержке ЕПР — экспериментального правового режима, который позволяет в реальных условиях тестировать инновационные технологии с ограничениями на общие нормы регулирования. Именно этот режим открыл дорогу к первым массовым испытаниям автономной техники в одном из крупнейших транспортных узлов России.
"ЭПР позволит начать массовое тестирование в аэропорту беспилотных наземных машин для обслуживания самолетов", — уточняет "Ведомости".
Подобные правовые песочницы уже используются в России для разработки беспилотных автомобилей, медицинских ИИ-систем и цифровых финансовых решений. Теперь к ним официально присоединилась и авиационная отрасль.
Какие машины будут использоваться?
На сегодняшний день известно, что ВВСС ориентируется на закупку бескабинных тягачей, которые способны передвигаться автономно, ориентируясь на встроенные сенсоры, камеры и GPS. Подобные модели уже успешно применяются в некоторых азиатских и европейских аэропортах — в частности, в Франкфурте, Хельсинки и Сеуле.
Преимущества очевидны:
-
Минимизация ошибок из-за человеческого фактора.
-
Снижение затрат на персонал.
-
Более чёткая логистика и предсказуемые маршруты.
-
Повышение безопасности на взлётно-посадочных полосах.
А главное — такие машины могут работать круглосуточно без перерывов и усталости.
Россия входит в международный тренд
Автоматизация в авиации — общемировой тренд. В США, Китае и странах Евросоюза активно тестируются роботизированные системы погрузки, доставки багажа, уборки и даже контроля безопасности. На выставке Passenger Terminal Expo 2024 одной из главных тем стала автономия наземной инфраструктуры — от трапов до шаттлов, передвигающихся по перрону.
Россия, несмотря на санкционное давление и технологические ограничения, продолжает двигаться в этом направлении. И Пулково — один из флагманов этого процесса.
Что дальше?
До конца 2028 года ВВСС рассчитывает полностью развернуть парк из 45 тягачей, хотя первые из них появятся на территории аэропорта гораздо раньше. Возможно, уже в ближайшие месяцы пассажиры увидят, как их чемоданы аккуратно доставляются к самолёту беспилотной техникой — и это будет только начало.
Подписывайтесь на Экосевер