
Это не я — это Серёжа: что скрывается за детским вымыслом
Когда ребёнок говорит: "А это — мой друг Ваня, он живёт у нас под столом" или "Это не я съел печенье, это кукла захотела", взрослые нередко теряются. Фантазии вызывают улыбку, но иногда и тревогу: не слишком ли странно? Не убегает ли он от реальности?
На самом деле воображаемые друзья и богатая фантазия — нормальная часть психического развития. Через них ребёнок учится осознавать себя, пробовать роли, справляться с эмоциями, а иногда — просто играть.
Почему у детей появляются воображаемые друзья
Воображаемый друг — это форма игры и психологической саморегуляции. Он может появляться:
- как партнёр по играм, если не хватает общения или ребёнок интровертен;
- как утешающий голос, когда трудно, страшно или одиноко;
- как инструмент разделения чувств — например, "это не я злюсь, это Серёжа";
- как творческое проявление, если у ребёнка развито образное мышление.
Это не ложь и не обман. Это интуитивный способ проживать и осваивать внутренний мир.
Когда это бывает особенно нужно ребёнку
В периоды перемен и адаптации (переезд, сад, развод родителей);
Когда сложно говорить прямо о своих чувствах;
При недостатке общения со сверстниками;
Как способ "отыграть" конфликты или тревоги.
Воображаемый друг может стать безопасным пространством, где всё понятно, надёжно и под контролем.
Как реагировать взрослому
С интересом, но без давления
Не нужно допрашивать: "А кто он? Как выглядит?" — но можно спокойно включиться в разговор, если ребёнок приглашает.
Без насмешек и обесценивания
Фразы вроде "перестань выдумывать" или "какой ещё друг под столом" заставляют ребёнка закрыться и стыдиться своей фантазии.
С наблюдением за контекстом
Если воображаемый друг помогает играть, проживать ситуации, поддерживает — это нормально. Если он становится единственным способом общения или вызывает страх — стоит задуматься.
Через фантазию — к реальности
Иногда, участвуя в игре, взрослый может помогать ребёнку справляться с реальными трудностями. Например: "А что твой друг думает, когда ты грустишь?"
Когда стоит проконсультироваться со специалистом
Воображаемый друг сохраняется в школьном возрасте и полностью вытесняет реальные контакты;
У ребёнка появляются страхи, связанные с этим образом;
Через фантазии повторяются травматичные события;
Это сопровождается замкнутостью, агрессией или выраженной тревожностью.
Но в большинстве случаев фантазии — это здоровый и временный этап развития, который естественно проходит, когда ребёнок переходит на новый уровень психологической зрелости.
Воображаемые друзья — это не "уход от реальности", а тренажёр для эмоций, отношений и воображения. Через фантазию ребёнок делает важную работу: осваивает мир, строит внутреннюю опору, пробует быть сильным, заботливым, смелым.
⠀
И если рядом — взрослый, который не пугается и не смеётся, а принимает игру всерьёз, ребёнок чувствует: мой внутренний мир в порядке. А значит, в порядке и я сам.
Подписывайтесь на Экосевер