Ребенок у моря
Ребенок у моря
Любовь Можаева Опубликована 22.06.2025 в 3:14

Это не я — это Серёжа: что скрывается за детским вымыслом

Когда ребёнок говорит: "А это — мой друг Ваня, он живёт у нас под столом" или "Это не я съел печенье, это кукла захотела", взрослые нередко теряются. Фантазии вызывают улыбку, но иногда и тревогу: не слишком ли странно? Не убегает ли он от реальности?

На самом деле воображаемые друзья и богатая фантазия — нормальная часть психического развития. Через них ребёнок учится осознавать себя, пробовать роли, справляться с эмоциями, а иногда — просто играть.


Почему у детей появляются воображаемые друзья


Воображаемый друг — это форма игры и психологической саморегуляции. Он может появляться:

  • как партнёр по играм, если не хватает общения или ребёнок интровертен;
  • как утешающий голос, когда трудно, страшно или одиноко;
  • как инструмент разделения чувств — например, "это не я злюсь, это Серёжа";
  • как творческое проявление, если у ребёнка развито образное мышление.

Это не ложь и не обман. Это интуитивный способ проживать и осваивать внутренний мир.


Когда это бывает особенно нужно ребёнку


В периоды перемен и адаптации (переезд, сад, развод родителей);
Когда сложно говорить прямо о своих чувствах;
При недостатке общения со сверстниками;
Как способ "отыграть" конфликты или тревоги.


Воображаемый друг может стать безопасным пространством, где всё понятно, надёжно и под контролем.


Как реагировать взрослому


С интересом, но без давления


Не нужно допрашивать: "А кто он? Как выглядит?" — но можно спокойно включиться в разговор, если ребёнок приглашает.


Без насмешек и обесценивания


Фразы вроде "перестань выдумывать" или "какой ещё друг под столом" заставляют ребёнка закрыться и стыдиться своей фантазии.


С наблюдением за контекстом


Если воображаемый друг помогает играть, проживать ситуации, поддерживает — это нормально. Если он становится единственным способом общения или вызывает страх — стоит задуматься.


Через фантазию — к реальности


Иногда, участвуя в игре, взрослый может помогать ребёнку справляться с реальными трудностями. Например: "А что твой друг думает, когда ты грустишь?"


Когда стоит проконсультироваться со специалистом


Воображаемый друг сохраняется в школьном возрасте и полностью вытесняет реальные контакты;
У ребёнка появляются страхи, связанные с этим образом;
Через фантазии повторяются травматичные события;
Это сопровождается замкнутостью, агрессией или выраженной тревожностью.
Но в большинстве случаев фантазии — это здоровый и временный этап развития, который естественно проходит, когда ребёнок переходит на новый уровень психологической зрелости.


Воображаемые друзья — это не "уход от реальности", а тренажёр для эмоций, отношений и воображения. Через фантазию ребёнок делает важную работу: осваивает мир, строит внутреннюю опору, пробует быть сильным, заботливым, смелым.

И если рядом — взрослый, который не пугается и не смеётся, а принимает игру всерьёз, ребёнок чувствует: мой внутренний мир в порядке. А значит, в порядке и я сам.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Подарки детям должны учитывать возраст и интересы — эксперт Светлана Грохотова сегодня в 16:04
Мандарины и конфеты больше не работают: что испортило магию детских праздников

Эксперт рассказала, почему конфеты и игрушки больше не радуют детей так, как раньше, и какой подарок действительно вызовет у них искреннюю радость.

Читать полностью »
Родители влияют на чувство счастья ребёнка — психолог Виктория Кисс сегодня в 14:10
Маленькие шаги — огромные последствия: что рушит внутренний мир ребёнка

Как воспитать ребёнка, который умеет быть счастливым? Психолог Виктория Кисс объясняет, почему путь к детскому счастью начинается с родителей.

Читать полностью »
Страх темноты у детей нормален — психолог Морозова сегодня в 11:58
Ребенок боится темноты не просто так: какие ошибки взрослых усиливают страх малышей

Психолог Елена Морозова рассказала EcoSever, как помочь ребенку, который боится темноты.

Читать полностью »
Поддержка самостоятельности уменьшает ссоры с ребенком — Мел сегодня в 8:09
Утро с уроками и сборами доводило меня до крика — я нашла выход

Как справляться с утренними конфликтами, уроками, ссорами и перепиской, сохраняя спокойствие и не срываясь на крик.

Читать полностью »
Гаджеты признаны частью повседневной жизни детей — психолог Анна Царицина сегодня в 2:10
Смартфон стал новой няней: как технологии растят поколение без взрослых

Психолог объяснила, как без конфликтов отучить ребёнка от бесконтрольного использования смартфона и помочь семье наладить здоровые отношения с технологиями.

Читать полностью »
Давление через страх заставляет детей действовать импульсивно — Мел вчера в 19:01
Сообщение выглядело правдоподобно, и ребёнок поверил — я вовремя вмешалась

Как научить ребёнка распознавать онлайн-обман, не поддаваться на сообщения от «близких» и выстроить безопасное поведение в мессенджерах.

Читать полностью »
Дети, умеющие контролировать эмоции, реже конфликтуют — психолог Лебедева вчера в 13:10
Маленький вулкан внутри нас: как сдержанные эмоции превращают любовь в тревогу

Как вырастить ребёнка, который не теряется перед трудностями и умеет управлять своими эмоциями? Психолог объясняет, с чего начать и чего избегать родителям.

Читать полностью »
Плач младенца при папе связан с формированием привязанности — Мел вчера в 7:56
С папой — истерика, без него — спокойный сон: нас это сильно напугало

Почему шестимесячный ребёнок плачет и хуже засыпает, когда папа дома, и как родителям мягко помочь малышу справиться с перегрузкой.

Читать полностью »