Свет в мегаполисах сбивает систему навигации ночных насекомых

Световое загрязнение не кажется такой уж большой проблемой по сравнению с химическим или радиационным. Однако, светящиеся в ночи мегаполисы снижают долю поляризованного света, из-за чего животные с их астрокомпасами могут утратить способность ориентироваться на местности.

Экологи из нескольких научно-исследовательских центров в Германии утверждают, что городской свет выводит из строя астрокомпасы ночных животных: мотыльков, пауков, сверчков и прочих. Чтобы насекомые могли ориентироваться по звёздному небу, свет должен быть поляризован. В дикой природе, где нет ни светового, ни атмосферного загрязнения, степень поляризации света достигает 70-80%. Если же взять в расчёт загрязнение воздуха, например, в Берлине, то этот показатель падает до 50%. Но это ничто по сравнению с влиянием светового загрязнения - оно снижает долю поляризованного света до 11%!

В то же время исследователи отметили любопытный феномен: сами города способны давать поляризованный свет. В безлунные ночи уровень поляризации достигает 9%. Единственное более или менее приемлемое объяснение, которое предлагают учёные, связывает это с городской планировкой: регулярная расчерченность города улицами заставляет уходящий вверх свет поляризоваться. Проблема, однако, остаётся: невозможность ориентироваться на местности может плохо сказаться на популяции насекомых, которые являются кормовой базой для других животных. Таким образом, световое загрязнение может сказаться на самочувствии всей окологородской экосистемы, пишет compulenta.ru.

Отметим любопытный факт, что птицы отслеживают маршруты странствующих армий муравьёв-кочевников не просто так: муравьи заставляют бежать перед собой других насекомых, которые тут же попадают пернатым на обед. Как выяснили ученые-орнитологи, птицы отслеживают перемещение групп муравьёв и определяют, какие из них путешествуют активно, а какие - не очень. Пернатые проверяют временные поселения муравьёв, чтобы выяснить, какая группа отправится в путь. Они следят за муравьями днём - и, если насекомые на марше, летят вместе с ними. Изюминка же заключается в следующем: птицы питаются утром, выхватывая насекомых, бегущих от муравьёв. А проверка муравьёв на мобильность происходит днём, после кормёжки, когда чувство голода не заставляет пернатых искать пищу. Если муравьи в походе, птицы будут следовать вместе с ними; если муравьи окопались во временном лагере, они оставляют этот отряд и летят к другому.

Стоит отметить, что фоновый городской шум мешает птицам во время брачного периода найти себе партнера - они просто не могут расслышать пение друг друга в шуме автомобилей и заводов. Чтобы справиться с проблемой, многие виды городских птиц подняли высоту своего пения, поскольку шум меньше заглушает высокочастотные звуки.

Япония набирает астронавтов для участия в проекте освоения Луны

Власти Японии заявили о начале набора астронавтов, которые будут участвовать в проекте освоения освоения Луны Artemis.

Астрофизики обнаружили на Луне гигантские

Астрофизики обнаружили на Луне гигантские "следы"

Они не похожи на человеческие.