
Предвыборная кампания Касьянова вызвала только недоумение
Секретарь ЦИК Николай Конкин сообщил в четверг, что после вторичной выборки у Михаила Касьянова оказалось 13,38% недействительных или недостоверных подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения.
Этих 80,2 тыс. «негодных» подписей оказалось вполне достаточно, чтобы лидеру РНДС было отказано в регистрации сразу по двум критериям: превышение 5% «брака» и сокращение количества действительных подписей до 1,9 млн, то есть менее двухмиллионного ценза, зафиксированного в законе «О выборах президента РФ».
То, что Касьянов не сумеет пройти регистрации, уже предсказывали большинство аналитиков. Прежде всего, рейтинг экс-премьера (0,8% по ВЦИОМ) иллюстрирует полное отсутствие идеологической программы, отвечающей интересам социальной базы. В памяти миллионов избирателей (которые по идее должны были поддерживать и легитимизировать его выдвижение), Касьянов остался тем «Мишей 2%», который считает «справедливой» ценой на российскую нефть $20 за баррель.
В 2005 году этот тезис Касьянова явно был сигналом не какому-то там «электорату», а прямо Кондолизе Райс и Госдепу США, одобрившим его намерение баллотироваться в президенты РФ годом ранее. В позиции Касьянова даже осторожная лондонская Guardian усмотрела четкий сигнал покровителям из Вашингтона и Брюсселя. С тех пор ничего не изменилось: 21 января 2008 года, вместо работы с ЦИК, Касьянов предпочел «консультироваться» с главой МИД Польши Р.Сикорским, а в четверг уже находился в Брюсселе, якобы по приглашению либерально-демократической фракции Европарламента. Если бы кандидат в президенты США когда-нибудь захотел «проконсультироваться» о выборах с иностранной державой, его бы, наверное, немедленно арестовали.
Росту популярности Касьянова-оппозиционера никак не способствовал тот факт, что его имя постоянно фигурировало в коррупционных скандалах. Уже во времена Ельцина экс-премьер был замешан в истории с исчезновением $4,8 млрд кредита МВФ, а после отставки – незаконном присвоении госдачи «Сосновка-1». Недаром уже тогда 63% россиян, по данным ФОМ, не доверяли Касьянову, а 8% прямо говорили, что он – «вор» и «будет использовать власть в своих целях». Провозглашенная же деятелями сторонникам экс-премьера из РНДС «люстрация» и намерения изменить Конституцию РФ не прибавили Касьянову популярности и среди его бывших коллег – чиновников.
Изначально обладая нулевым политическим весом, Касьянов даже не пытался хоть как-то изменить это печальное положение дел, предпочитая, в согласии с инструкциями Госдепа, попытки «объединить оппозицию»: в 2005 году хотел возглавить «Яблоко», затем намеревался фактически купить ДПР, в 2006-2007 гг. - перехватить управление в «Другой России», периодически бывая на «консультациях» в США и ЕС, и попутно делая вид, что занимается «партстроительтством». Но вот с избирателями в регионах РФ, в российской глубинке Касьянов предпочитал без особой необходимости не встречаться.
Сегодняшняя риторика Касьянова лишь подчеркивает, что даже на выборах он думает и действует не как демократический кандидат, опирающийся на поддержку «миллионов избирателей», о которых так любит говорить. Наоборот – как чиновник, который рассчитывает только на административный ресурс. «Вопрос о регистрации, как кандидата на должность президента, решится не в ЦИК, это решение одного человека - Владимира Путина», - до сих пор считает экс-премьер.
Поэтому Касьянов никогда не ощущал нужды в идеологии: его программа, по мнению политолога Михаила Леонтьева - «это компрадорская программа полной ориентации страны на американских хозяев». «Скорее это набор политических и экономических лозунгов, которые достаточно тяжело согласуются друг с другом», - добавляет директор Фонда исследований проблем демократии Максим Григорьев. Лидер РНДС не снизошел до работы с электоратом, предпочитая заграничные «консультации» или дорогие «съезды РНДС», где старался произвести впечатление на ту же, заказанную ему «оппозицию»: Каспарова, Лимонова, Немцова…
Экс-премьер (даже вместе с лидерами ОГФ и бывшей НБП) выводил на марши несогласных лишь около 1 тыс. человек (0,0001% населения Москвы), что просто смешно на фоне стотысячных акций грузинской оппозиции, или выступлений в Москве в 1991-м (когда, по словам демократа Сергея Станкевича, оппозиция собирала до 600 тыс. человек), а потом и в 1993-м.
Однако, сегодня «за действиями «оранжевой» оппозиции явно просматриваются интересы других государств… и найти дурачков, которые в массовом порядке будут поддерживать Каспарова или Касьянова, просто невозможно», - поясняет политолог Илья Константинов. «Все знают, что эти акции куплены, поэтому никто не обольщается, ни сами организаторы, ни наблюдающие это», - подтверждает Аркадий Мурашов, начальник ГУВД Москвы в начале 90-х. Именно поэтому Касьянов перенес запланированный на 27-е января «марш несогласных» на 10 февраля. Тогда интерес к неудавшемуся кандидату затухнет и мизерное число «несогласных» будет не так позорно бросаться в глаза.
Мог ли такой кандидат, как Касьянов, самостоятельно руководить страной в качестве президента, даже гипотетически? В рамках демократической процедуры - однозначно, нет. Как самовыдвиженец, лидера РНДС даже не смог сравняться с лидером ДПР Богдановым, который, будучи значительно менее раскрученным, тем не менее смог пройти регистрацию. Вероятно, экс-премьер мог бы встать лишь во главе хунты отставных чиновников, да и то разве что в результате «оранжевой революции» - с помощью своих заокеанских покровителей.
Показательно мнение президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского: удивившись вопросу журналистов о том, почему лидера РНДС снимают с выборов, политолог пояснил, что в дальнейшем Касьянов будет продолжать «вести ту деятельность, которую он считает политической, но которая является слабой и двусмысленной игрой». По его мнению, вся так называемая «политика» Касьянова - «это интриганская стратегия с целью напоминать о себе, но избегать замера поддержки».
Действительно, как показывают результаты предвыборной гонки, амбиции и риторика экс-премьера оказались намного больше его реального политического веса. Они скрывали политическую пустышку.
Андрей Степанов