
Касьянов отправил себя в президенты
В минувшую субботу в московской гостинице "Космос" прошел... съезд несуществующей организации. А как еще назвать Российский народно-демократический союз Михаила Касьянова, если он не зарегистрирован и не имеет официального статуса? Впрочем, при всей своей виртуальности РНДС пытается вести себя как вполне сложившаяся политическая структура, которую активно поддерживают в регионах. Отсюда и вся сопутствующая атрибутика - принятие политической программы, обсуждение перспектив участия в федеральных выборах в 2007-2008 годах и т.п. Впрочем, по другому и быть не могло - ведь основная цель съезда заключалась в выдвижении Михаила Касьянова в качестве кандидата на президентских выборах в 2008 году.
Конечно, выдвижение на съезде РНДС - это совсем не то, чего бы хотелось экс-премьеру. Вот если бы его выдвинули кандидатом (причем единственным) на съезде "Другой России" в июле этого года - было бы гораздо солиднее. Но как раз на это Михаилу Михайловичу рассчитывать и не приходится. В лучшем случае он станет "одним из...", но никак не единственным кандидатом от "Другой России". И уж тем более единым кандидатом от всей нынешней оппозиции. Приходится обходиться тем, что есть под рукой - своей собственной организацией.
А как все хорошо начиналось. Год назад, на первом собрании "Другой России", в присутствии западных послов и чиновников, Михаил Касьянов держался очень уверенно. Мол, посмотрите, ну чем я вам не кандидат в президенты? Особенно на фоне Виктора Анпилова. Или даже предводителя яйцеметателей Эдуарда Лимонова, испортивших Михаилу Михайловичу не один костюм. И даже взявший на себя фунции "модератора-смотрящего" Гарри Кимович Каспаров поначалу благосклонно отнесся к идее выдвижения Касьянова на пост президента.
В течение года многое изменилось. Анпилов из "Другой России" ретировался, поняв, что делать среди вечно что-то делящих "другороссов" ему нечего. Гарри Каспаров к кандидатуре Михаила Касьянова заметно охладел. Причем настолько, что заявил, будто ни разу не называл в качестве единого кандидата фамилию экс-премьера. Хотя в 2005-м Каспаров считал Касьянова "идеальным кандидатом".
Подобное дистанцирование от бывшего главы российского правительства вполне объяснимо. Поддержав кандидатуру Касьянова, оппозиция фактически берет на себя всю ответственность за предыдущую деятельность экс-премьера. А это и "два процента", и скандалы с присвоением дач, и темные истории времен деятельности Касьянова на посту заместителя министра финансов. Выбор более чем "богатый". Каспарову, взявшему на себя функции "модератора" "Другой России", очень не хочется, чтобы и без того рыхлая коалиция ассоцировалась с поддержкой только Касьянова. С этой поддержкой дела и так из рук вон плохи, а тут еще пресловутые "два процента"...
Вот и получается, что на сегодняшний день из более-менее известных общественности деятелей кандидатуру Касьянова поддерживают только откровенные политические неудачники вроде Эдуарда Лимонова, фактически сдавшего собственную партию, да Ирины Хакамады, которая занята написанием книг вроде "Секса в большой политике".
И отыграть назад Михаил Касьянов уже не может. Это действительно было бы странно - два последних года только и говорить о том, что готов стать кандидатом на высший пост в государстве, а потом вдруг взять и отказаться от этой затеи. Касьянов, совершенно искренне считающий себя одним из самых эффективных руководителей российского правительства, просто не может представить, кто еще из среды оппозиции может сравниться с ним в опыте управления государством. Ни 70-летний же Виктор Геращенко или постоянно с кем-то ведущий борьбу Владимир Буковский...
Проблема в том, что сам Касьянов считает свое чиновное прошлое безусловным плюсом. А вот многих других российских оппозиционеров при слове "чиновник" передергивает так, будто они съели что-то очень кислое. Заметно было на первых порах, что экс-премьер, объявивший о переходе в оппозицию действующей власти, в роли оппозиционера не особо уютно себя чувствует. Напомним, что после его отставки с поста главы правительства и до заявления о начале политической деятельности прошло более года. Все это время Михаила Касьянов ждал, что его все-таки пристроят на какую-нибудь должность. Оказалось, что таланты экс-премьера на поприще государственной деятельности не очень-то и востребованы. После осознания сего малоутешительного факта Михаил Михайлович и окунулся с головой в пучину "противостояния режиму".
Ничего толкового, правда, до сей поры у него вышло. Поездки по российским городам особого внимания прессы не привлекают. На "маршах несогласных" Касьянов смотрится более чем странно, что он и сам прекрасно осознает. Да и вообще результативность подобного рода уличной деятельности вызывает сплошное разочарование. Что и послужило к достаточно раздраженному касьяновскому призыву к Каспарову не устраивать "марши" еженедельно. Мол, вот придет осень, тогда и будем народ на улицы выводить. Непонятно, правда, с чего бы это вдруг акции осенью будут успешнее, чем весной или летом. Но высказываются предположения, что осенние "марши" сторонники Касьянова начнут проводить отдельно от Каспарова, Лимонова и Удальцова. Тем самым бывший премьер избавится от имиджа "маргинала", который прочно закрепился за его пока еще коллегами по "Другой России". Да и за ним самим...
Отметим еще одну любопытную деталь. Вряд ли следует считать случайным появление накануне съезда РНДС интервью Михаила Касьянова во французском журнале "Политик интернациональ", ориентированном на европейский политический и деловой истеблишмент. В этом интервью экс-премьер предстает едва ли не как единственный объединитель российских демократов. Какой удар для Гарри Каспарова и Владимира Рыжкова, не говоря уж о "вечноединственном" "демократическом лидере" Григории Явлинском... Нельзя исключать, что Запад сделал свой выбор в пользу экс-премьера. Тогда тем более очевидно, что Касьянову не по пути не только с "лимоновцами" и "акмовцами", и но и с ОГФ Гарри Каспарова. Ведь одно дело покрасоваться перед телекамерами и покричать по-английски про полицейское государство. И совсем другое - борьба за пост главы этого государства, которая предполагает нечто более серьезное, нежели предводительство "маршей" из нескольких десятков человек.
Возможно, пока рано делать вывод о том, что Михаил Касьянов пошел своей собственной дорогой, расходящейся с "Другой Россией". Но очевидно, что экс-премьер недоволен своей нынешней ролью второстепенного персонажа. И коль скоро его не рассматривают в качестве единого кандидата от оппозиции (пусть даже ограниченной рамками "Другой России"), то почему бы не начать собственную игру? Вполне вероятно, что этот вариант окажется для Касьянова более выигрышным. И возможно даже, что ему удастся набрать даже чуть больше, нежели 2 процента...
Роман Измайлов