
На саммите Россия-ЕС прорыва не произошло
Причиной тому, в частности, послужило польское вето. В вопросе облегчения визового режима «свинью подложила» Голландия. Правда, у Москвы тоже есть претензии к Европе. Например, это касается обеспечения прав русскоязычного населения Прибалтики.
В пятницу в Финляндии состоялась встреча Россия-Евросоюз на высшем уровне. Её повестка дня была изначально сокращена нежеланием Польши дать добро на начало переговоров о заключении нового широкого Соглашения о сотрудничестве и партнёрстве. Тем не менее, Россия и ЕС подписали один важный документ. Однако решение основных спорных вопросов в отношениях Москвы и Брюсселя было отложено до лучших времён.
Пожалуй, ещё никогда интерес к встречам Россия-ЕС не подогревался так долго. В течение двух недель перед её началом в Брюсселе пытались найти выход из тупика по двустороннему Соглашению о партнёрстве и сотрудничестве, начало переговоров о котором заблокировала Польша. Две недели представители председательствующей в ЕС Финляндии просто не вылезали из Варшавы, а в Брюсселе собиралась Еврокомиссия. Но всё без толку.
В течение двух недель представители Польши чуть ли каждый день говорили о том, что Россия должна подписать невыгодную Москве Энергетическую хартию и снять все запреты на поставки польского мяса и других продуктов питания. Параллельно президент и премьер-министр Лех и Ярослав Качиньский умудрились торжественно заявить о том, что они не поедут в Хельсинки на встречу Россия-ЕС. Хотя их там изначально не ждали – на таких саммитах от Евросоюза присутствуют только глава Еврокомиссии, верховный комиссар по внешней политике и безопасности, а также президент (или премьер) страны-председателя.
На позёрство польских лидеров в Москве реагировали совершенно спокойно. Помощник президента России по вопросам отношений с Евросоюзом заявил, что польский демарш – это внутреннее дело ЕС. «Есть партнеры, которые некоторые свои узконационально понимаемые проблемы в отношениях с Россией пытаются втянуть ЕС в выяснение отношений и преодоление трудностей в отношениях с Россией… Решить эту проблему под силу самой Польше и ЕС», - сказал Сергей Ястржембский.
Кроме того, Россия ответила категорическим отказом на оба пункта ультиматума Польши. По слова того же Ястржембского, Россия не собирается безвозмездно допускать европейцев к своим трубопроводам, не получив никаких гарантий для поставщиков, как это прописано в нынешней редакции Энергетической хартии. А вопрос о мясе прояснил лично Владимир Путин, сказавший, что Россия имеет претензии не к польскому мясу, а к тому, что через территорию Польши в Россию идёт контрабанда мяса чуть ли не со всего мира. Таким образом, польские производители просто оказались заложниками того, что их страна превратилась в «проходной двор».
При такой ситуации главная интрига встречи в Хельсинки умерла сама собой – из-за польского вето официальное начало переговоров о заключении Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве, срок действия которого истекает в конце 2007 года, отложено.
Таким образом, стороны согласились продолжать консультации по всем принципиальным вопросам, но форму вступившего в силу соглашения пока не обрели даже прежние договорённости. Для того, чтобы это произошло, нужно превращение заявлений в соглашения и их ратификация всеми ветвями власти всех стран Евросоюза. И так практически на любом направлении - и в визах, и в экономике, и в обеспечении прав русскоязычного населения Прибалтики.