Почему на Земле исчезают облака

Парниковые газы — активные разрушители слоистых облаков, которые интенсивно участвуют в процессе охлаждения нашей планеты. Постоянно увеличивающийся процент содержания углекислого газа в атмосфере Земли существенно тормозит скорость образования слоистых облаков над мировым океаном, а значит он станет быстрее нагреваться и усугубит процесс глобального потепления.

Ученые прогнозируют такое развитие событий на грядущие сто лет. Авторы теории открыли палеоклиматическую тайну эоцена, когда 50 млн. лет назад Арктика не была закована в ледяной панцирь.

Планета без облаков

Специалист лаборатории реактивного движения NASA Тапио Шнайдер и его коллеги из Калифорнийского технологического института обнародовали в издании Nature Geoscience свои выводы о том, что увеличение скопления углекислого газа в атмосфере может уничтожить облака, защищающие от солнечных лучей существенную часть Мирового океана.

Сейчас объем концентрации углекислого газа в атмосфере равняется примерно 410 частям на миллион и постоянно растёт, так как люди увеличивают выбросы.

Как исчезают облака

Сейчас уровень выбросов в атмосферу равняется 37 млрд. тонн ежегодно. Если эта цифра не уменьшится, то в 22 веке достигнет 1200-1300 ppm. Согласно математическим расчетам, это катастрофический объем для слоисто-кучевых облаков, так как начнется необратимый процесс их разрушения.

Этот "воздушный щит" прикрывает от Солнца около 20% площади Мирового океана в низких широтах и имеет большое климатообразующее значение.

Капельки влаги — составные части облаков, прекрасно поглощают длинноволновые виды солнечного тепла и с поверхности нашей планеты. Так они способствуют охлаждению атмосферы.

С помощью модели гипотезы выяснилось, что как только степень концентрации парниковых газов достигает превышения в 1300 ppm CO2-эквивалента, облачность разрушается. Ее исчезновение вызывает температурный скачок на поверхности океана.

Тайна эоцена раскрыта

Новое образование облаков происходит лишь после снижения степени концентрации углекислого газа до уровня доиндустриальной эпохи (около 300 частей на миллион).

Исследователи проливают свет на палеоклиматическую загадку эоцена, когда около 55 млн. лет назад Арктика не была покрыта льдами. Очевидно, океан возле экватора сильно нагрелся и ледяной панцирь растаял. Ученые считают, что такое будущее для нас вполне вероятно. Но повторения эоцена можно избежать, если неукоснительно выполнять требования Парижского соглашения.

В 2018-м специалисты подсчитали, что озоновый слой нашей планеты может восстановиться в полном объеме к 2060 году, благодаря действию с 1989 года Монреальского протокола.

С 1 января 2019-го вступила в силу поправка к протоколу, которая ввела мораторий на выпуск гидрофторуглеродов. Они безвредны для озонового слоя, но являются активными парниковыми газами.

Специалисты прогнозируют повышение температуры на поверхности океана на восемь градусов Кельвина. Они выражают надежду, что современный технологический прогресс затормозит парниковые выбросы и человечество не дойдет до критической точки.

Фото: ro.wikipedia.org