Генетический анализ доказал, что люди уходили из Африки через Аравию

Сразу два исследования пришли к выводу, что люди современного типа добрались до Европы и создали там соответствующую культуру около 45 тыс. лет назад, то есть приблизительно на 5 тыс. лет раньше, чем принято считать. По мнению специалистов, именно им принадлежат сложные орудия труда и украшения, которые приписываются неандертальцам.

Одна из работ посвящена анализу двух зубов, обнаруженных в пещере на юге Италии в 1964 году. Их сочли неандертальскими, но Стефано Бенацци из Венского университета (Австрия) и его коллеги считают, что они принадлежали людям, пришедшим в этот район 45-43 тыс. лет назад. Иными словами, это самые старые зубы человека разумного в Европе. Кроме того, это означает, что люди сосуществовали в Европе с неандертальцами, вымершими примерно 30 тыс. лет назад, намного дольше.

Исследователи не нашли в зубах ничего неандертальского, а вот сходства с зубами людей каменного века и современных граждан предостаточно. Датировка произведена радиоуглеродным методом по морским раковинам, найденным в тех же слоях. Неподалеку обнаружены каменные орудия, стеклянные бусы и другие артефакты верхнего палеолита.

Второе исследование вели археолог Том Хайэм из Оксфордского университета (Великобритания) и его коллеги. Они изучали частично сохранившуюся челюсть, содержащую три зуба. Её нашли в пещере Кента близ города Торки (английское графство Девон) в 1927 году. Г-н Хайэм полагает, что челюсть принадлежала человеку современного типа, жившему 44 200-41 500 лет назад. Если это правда, то человек разумный совершил довольно стремительный бросок из средиземноморских районов на северо-запад Европы.

Испанские неандертальцы пользовались красным пигментом для декорирования перфорированных морских раковин 50 тыс. лет назад, поэтому они вполне были способны на создание орудий труда и орнаментов, обнаруженных в Италии, отмечает Жуан Зильян из Барселонского университета (Испания). По его словам, при отсутствии других частей тела невозможно сказать, чьи это зубы - человека или неандертальца.

Ученые предполагают, что поздние эректусы, скорее всего, пришли в Западную Европу с востока. Напомним, что древнейшая находка людей за пределами Африки - это Homo georgicus из Дманиси (Грузия), живший 1,8 млн лет назад. Его трактуют либо как особый вид, переходный от человека умелого (H. habilis) к H. erectus, либо как раннего примитивного представителя H. erectus. К тому времени, когда в Испании появились первые люди (1,1-1,2 млн лет назад), эректусы, по-видимому, уже были широко распространены в южных районах Азии. Вероятно, кто-то из них мигрировал в Западную Европу, и здесь, на дальних задворках тогдашней ойкумены, дал начало новому виду людей - H. antecessor.
В дальнейшем этот вид предположительно дал начало гейдельбергскому человеку, а тот, в свою очередь, - неандертальцу.

По другой версии, первые люди в Европу, возможно, пришли из района, расположенного на территории России. По крайней мере, ученые располагают артефактами, оставленными человеком в местечке Костенки 45 тыс. лет назад. "До сих пор самым ранним местом обитания людей в Европе считался регион Болгарии и Греции", - говорит Джон Хоффекер из университета Колорадо в Бодлере, США.
Команда исследователей полагает, что им удалось найти, возможно, более ранний маршрут заселения континента.
Ученые изучали орудия труда, украшения и вырезанные бивни, обнаруженные под слоем древнего вулканического пепла в этом местечке, расположенном возле реки Дон. Специалисты предполагают, что одна из возможных причин переселения людей в Европу стало исчезновение неандертальцев в это время.
Останки костей, найденных в Африке, позволяют считать, что современные люди появились 200 тыс. лет назад, однако их миграция началась 60 тыс. - 50 тыс. лет назад, сообщает BBC. Профессор Хоффекер говорит, что трудно определенно сказать, откуда пришли люди из Костенок. Одним из таких маршрутов мог стать путь через западную Азию через Кавказ.

Между тем исследователи пришли к выводу, что люди мигрировали из Африки ''южным'' путем - через Аравию, а не ''северным'' - через Египет. Ученым удалось разработать новый аналитический метод, который прослеживает связь между генетическими последовательностями в структурах рекомбинации. Ученые пришли к выводу, что африканские популяции действительно являются самыми разнообразными на планете. Генетические линии, встречающиеся за пределами континента, можно считать их подмножеством. Расхождения в общей генетической истории между популяциями показали, что евразийские группы больше похожи на популяции южной Индии, чем на африканские. Тем самым подтверждается гипотеза ''южного'' исхода через Баб-эль-Мандебский пролив.

Баб-Эль-Мандебский пролив соединяет Красное море с Аденским заливом. Длина 109 км. Наименьшая ширина 26 км, глубина 31 м (на фарватере). В средней части пролив суживается до 15 миль и делится островом Перим на два прохода: Лардж-Стрейт и Смолл-Стрейт. Проход Лардж-Стрейт более широкий и глубоководный. Он обычно используется судами; в нем установлена система разделения движения.