
Норвегия требует с арестованного российского судна $73 тыс за несколько рыбин
Норвежская береговая охрана в Баренцевом море, в открытых водах в районе архипелага Шпицберген, на прошлой неделе в среду поздно вечером взяла под арест российский траулер "Сапфир-2" (порт приписки Мурманск) и препроводила его для судебного разбирательства в порт Тромсе. Офицеры береговой охраны пояснили капитану "Сапфира-2", что видеокамеры "зафиксировали возможность выброса за борт с рыбофабрики судна одного-двух экземпляров рыбы", что, по норвежским законам, запрещено.
В связи с этим, норвежская полиция выставила сегодня штраф в размере 430 тысяч норвежских крон (73,1 тысячи долларов США) для российского траулера "Сапфир-2", задержанного на прошлой неделе по подозрению в сбросе рыбы, и отпустила судно. Однако, как заявил судовладелец Владимир Григорьев. компания будет обжаловать это решение.
Напомним, что капитан судна Владимир Писаренко отказался сотрудничать с представителями береговой охраны, инспекторы, отключив на траулере связь, привели "Сапфир-2" в порт Тромсе с заглушенным двигателем. Сам капитан называет операцию по задержанию траулера "пиратским захватом" и направил норвежскому консулу заявление о международном морском протесте.
3 октября береговая охрана Норвегии опубликовала в понедельник фотографии, на которых видно, что с траулера "Сапфир-2", рыбачившего в водах Шпицбергена, происходит сброс рыбы, что послужило поводом для ареста судна, сообщает норвежский телеканал TV-2. Инспектор Мортен Йоргенсен сказал в интервью телеканалу о том, что корабль береговой охраны следовал за "Сапфиром" в течение часа, во время которого была произведена видео и фотосъемка. "У нас достаточно видеодоказательств, которые сейчас переданы в полицию и будут служить уликами для расследования этого дела", - сказал Йоргенсен.
Он также добавил, что это редкий случай, когда удается собрать доказательства по подобному делу.
По словам владельца российского траулера, "норвежская полиция приняла двоякое решение: если мы соглашаемся с суммой штрафа, он составит 430 тысяч крон, из них 100 тысяч - штраф компании, 30 тысяч - капитана, 300 тысяч - на улов. Если нет, сумма увеличится до 456 тысяч крон. Мы с этой суммой не согласны, но выставили на нее банковскую гарантию, и траулер может уходить. Дальше будут разбираться юристы", сказал Григорьев. По его словам, после юридических разбирательств сумма может быть уменьшена, однако компания в любом случае намерена подавать встречный иск к норвежцам. Документы на судно уже получены, и оно может продолжить промысел.
Ранее, МИД РФ заявил, что Москва считает неприемлемым задержание норвежской береговой охраной российского судна "Сапфир 2", а послу Норвегии в связи с этим инцидентом заявлен протест. Как сообщается на сайте МИДа, норвежские инспекторы отстранили экипаж от управления судном, изъяли всю документацию, закрыли доступ к радиорубке и офисной технике. Кроме того, представители Береговой охраны Норвегии отказались взаимодействовать с должностными лицами Росрыболовства, находившимися на судне "Анграпа", осуществлявшем контроль за рыболовной деятельностью российских судов в этом районе. Российской стороной заявлено о неприемлемости таких действий, чреватых эскалацией напряжённости в области рыболовства, и выдвинуто требование о незамедлительном освобождении судна.
По заявлению Росрыболовства, случай с "Сапфиром-2" сместит акценты на предстоящей смешанной российско-норвежской комиссии в Калининграде, которая начнет работу 10 октября. Темой станет не размер квот, а зона Шпицбергена и двойные стандарты отдельных стран.
Это уже не первый случай задержания в последнее время российских судов в районе архипелага Шпицберген. Российская сторона требует соблюдения международных обязательств Норвегии, а также норм международного морского права. Любые возникающие вопросы должны решаться в духе добрососедства, в рамках согласованных процедур и механизмов, в том числе Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, заявил МИД.
В свою очередь, как считает бывший капитан траулера ''Электрон'' Валерий Яранцев, : ''Действия военных кораблей Норвегии по конвенции расценивается как пиратство. Всем кораблям и всем судам, находящимся там, надо было защищаться. И делать это очень просто: ставишь правый борт, и разгоняешь эту норвежскую эскадру''. Норвежцы ссылаются на свой закон - официальный Осло зону вокруг Шпицбергена объявил рыбоохранной. Но этот внутренний документ Москва не признает. Российские рыбаки продолжают там промысел, а норвежский военный флот продолжает устанавливать там свои порядки.
Архипелаг Шпицберген - территория с особым правовым режимом. Парижский договор, заключённый в 1920 году, с одной стороны, признаёт его международный статус, с другой - закрепляет суверенитет Норвегии над материком и территориальными водами. СССР присоединился к трактату, исходя из того, что Норвегия осуществляет свой суверенитет над сухопутной территорией, а государствам - участникам договора предоставлялось равное право на эксплуатацию естественных ресурсов Шпицбергена и его территориальных вод.
В статье 2-й об этом говорится прямо и недвусмысленно. Однако с момента заключения договора Норвегия занимается перманентной экспансией в регионе. В 2003 году в Норвегии принят закон о норвежских территориальных водах и прилежащей зоне, который устанавливает ширину этих вод в 12 миль, в том числе у берегов Шпицбергена - сюда не допускаются суда других государств.
Норвежцам показалось мало, что ещё в 1970-е годы власти страны установили в одностороннем порядке 200-мильную рыбоохранную зону вокруг Шпицбергена, которая, кстати, не признаётся Россией. Используя благовидный предлог заботы о морской фауне, норвежцы, по сути, пытаются в одностороннем порядке регулировать весь рыбный промысел в этом районе. Правительство России неоднократно объявляло протесты в связи с односторонними действиями Норвегии. Однако Осло отвечает на эти протесты арестом российских судов: за год арестовывается от пяти до десяти судов, сообщает ИТАР-ТАСС.