Водоросли протестировали Черное море

Водоросли протестировали Черное море

Фитопланктон (одноклеточные водоросли), развивающийся в толще воды Мирового океана, на 2/3 обеспечивает атмосферу Земли кислородом. Сотрудники ФИЦ Южный научный центр РАН (г.Ростов-на-Дону) обнаружили в Черном море очередное мощное цветение планктонного вида водорослей -кокколитофорид. В последние 10 лет численность этого вида водорослей постоянно растет и ежегодно достигает уровня «цветения». Этот факт подтверждают и спутниковые наблюдения.

Последние данные ученых говорят о том, что в одной только открытой части Новороссийской бухты численность этих водорослей (диаметр их клеток составляет - 5-10 микрон) к середине июня 2017 г. достигала от 2 до 4 миллионов в одном литре. Как это изобилие может отразиться на экосистеме?

Ученые не скрывают: плюсы здесь очевидны. Ведь этот вид водорослей - один из немногих на нашей планете, который способен поглощать из земной атмосферы углекислый газ. Избыток углекислого газа, как известно, может способствовать возникновению парникового эффекта и, как следствие, способствовать глобальному потеплению климата. Современная цивилизация насыщает атмосферу углекислым газом, сжигая миллионы тонн углеводородного топлива! Эти кокколитофориды способны соединять углекислый газ с кальцием и переводить его в нерастворимую форму - карбонат кальция.

Еще по теме: Не хотите попробовать водоросли?

Биоэлектричество: водоросли "ударят" током

Спирулина - водоросль красоты

Морские водоросли помогают бороться с раком

Водоросли убивают СПИД

- Именно из карбоната кальция водоросли строят оболочку своих клеток - в виде известковых пластин, - рассказывает научный сотрудник ЮНЦ РАН, кандидат биологических наук Ольга Ясакова. - После отмирания клеток это вещество осаждается на дно морей и океанов, образуя известковые породы (мел, известняк, мрамор). Там, в течение миллионов лет «складываются» излишки углекислого газа, способные привести к перегреву планеты. Это один из основных биологических факторов, регулирующих климатические изменения.

К счастью, данный вид водорослей встречается почти во всех морях и океанах, за исключением приполярных. Большинство их обитает в умеренных и теплых водах. Их доля в фитопланктоне Черного моря до середины 1980-х годов была мизерной - до 3 процентов. Но почему с середины 1990-х они стали доминировать? Что способствует их буйному размножению?

По мнению ученых Института океанологии им.П.П. Ширшова (г.Москва) есть некая закономерность: этот рост совпал во времени с периодом снижения в морской воде концентрации соединений фосфора (фосфатов) и азота (нитритов, нитратов, мочевины, аммиака). Загрязнение Черного моря, наблюдавшееся в 1970-х годах, было связано с интенсивным использованием европейскими государствами минеральных удобрений.

С полей удобрения попадали в крупные реки Европы и выносились в мелководную северо-западную часть Черного моря. Это и становилось причиной участившихся в 1970-х годах «цветений» диатомовых и динофитовых водорослей в западной части моря. В 1980-х годах европейские страны стали меньше поставлять биогенных веществ в водоемы Европы и море стало немного чище. Произошла перестройка и в сообществе фитопланктона. На смену водорослям, требовательным к азоту, пришли кокколитофориды, чей рост лимитируется фосфором. Кокколитофориды избегают загрязненные районы. Тем более, если в морской воде высокий уровень содержания мочевины, а значит и сточных вод.

Как палеолитическая диета сохраняла здоровье наших предков

В теплые эпохи между ледниковыми периодами, простирающимися от 500 000 до 200 000 лет назад, южные районы Британии были заняты видом древнего человека, Homo heidelbergensis. Эти охотники-собиратели были достаточно требовательны к тому месту, где они собирались жить или разбивать лагерь, всегда думая о том, где можно найти хорошую еду.

Влияние человека на климат и глобальное потепление

Изменения климата — процесс необратимый, но если снизить объемы сжигания топлива, размер вредных производств и остановить процесс загрязнения, наши потомки смогут увидеть Землю по-прежнему прекрасной.

Что такое теория струн

Впервые теория струн появилась для того, чтобы объяснить особенности строения некоторых элементарных частиц, однако в 1970 году ученые ввели теорию струн для объяснения взаимодействия между двумя пионами (вид элементарных частиц из группы мезонов). Было высказано предположение, что сталкивающиеся пионы соединены посредством сверхтонкой нити. Так родилась теория струн.

Космический металл пленил человечество на века

Крошечная часть осколков метеоритов падала на нашу планету в течение тысячелетий, вспыхивая на короткое время при входе в атмосферу, прежде чем внедриться глубоко в поверхность планеты — если они не сгорят до этого. Еще меньшая часть попадает на землю и остается похороненной. Некоторые все же удается обнаружить при раскопках.