«Сволочи» в Архангельске: вымысел или просто миф?

«Сволочи» в Архангельске: вымысел или просто миф?

Авторы фильма сценарист В. Кунин и режиссер А. Атанесян рассказывают о якобы существовавшей в годы Великой Отечественной войны в городах Казахстана под Алма-Атой спецшколы НКВД по подготовке диверсантов смертников из малолетних преступников сирот и заброске их в тыл фашистов для проведения диверсий.

Прокату фильма предшествовала глобальная двухмесячная рекламная кампания, которая строилась на том, что картина основана на реальных событиях и открывает сенсационную правду о Великой Отечественной войне.

В связи с возникшими сомнениями в достоверности описанной в фильме истории и похожести ее на миф, ряд популярных газет и телеканалов накануне показа "Сволочей" провели собственное расследование и опубликовали полученные результаты.

"Комсомольская правда", чтобы убедиться, что детей-уголовников не забрасывали в тыл фашистов, сделала запрос в организации, которые могли знать хоть что-то об этом.

В ответ Центр общественных связей ФСБ России сообщил, что в архивах ФСБ России и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД-НКГБ такого рода "детских диверсионных школ", аналогичных описанной в повести "Сволочи", не имеется. Архивных документов о спецоперациях по заброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны нет.

В то же время ФСБ России располагает документальными материалами о практике использования детей в диверсионных школах спецслужбами фашистской Германии. В ФСБ России хранятся документы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков, организованной Абверкомандой 203 в июле 1943 года в населенном пункте Гемфурт возле города Кассель (Германия). Согласно архивным материалам для обучения в школе сотрудники Абвера производили вербовку детей, находившихся на оккупированной территории в детских домах в городах Орша и Смоленск.

Опровержение ФСБ России о наличии исторической основы выходящего на экраны фильма "Сволочи" прошло также по каналам интернет-СМИ.

Располагая такой информацией, корреспонденты КП вышли на контакт с авторами и основными актерами, сыгравшими в "Сволочах" инструкторов и обучаемых ими в качестве диверсантов-смертников юных уголовников в спецшколе НКВД. Все они признали, что картина не имеет никакого исторического значения и является художественным вымыслом.

Причем режиссер А. Атанесян сослался на то, что был введен в заблуждение автором книги и сценария В. Акуниным, утверждающим, что сам он был когда-то в одном из таких лагерей. И только за пару минут до премьеры сообщившим ему по телефону, что сюжет "Сволочей" -- полный вымысел. Сам А. Кунин по этому поводу сказал, что все это сочинено и что писатель имеет право на вымысел, на домысел, на свой собственный взгляд на мир и на любые фантазии.

А сыгравшие юных уголовников (будущих диверсантов) мальчишки с узнаваемыми по "Ералашу" лицами в одном из телеинтервью о своем отношении к фильму ответили примерно следующее: "Хотите верьте, хотите нет – нам все равно, но играть в войну нам нравилось!".

По данным КП, на фильм ушло 2,5 млн.долларов. Часть расходов – около 70000 долларов оплатило Федеральное агентство по культуре и кинематографии, возглавляемое Михаилом Швыдким.

В редакцию "Комсомольской правды" поступили многочисленные отклики читателей на публикации о фильме "Сволочи", осуждающие сценарий фильма и сюжет книги Кунина, как выстрел в прошлое, как искажение истории.

Читателей потряс тот факт, что на создание картины выделены деньги из бюджета Российского федерального агентства по культуре и кинематографии: если госчиновник тратит наши с вами деньги на оплевывание нашей страны, ее истории, меры должны быть приняты к этому чиновнику (цитата одного из откликов).

Итак, юных уголовников, из которых, по сюжету, НКВД делал диверсантов, не существовало. Но в реальной действительности такие школы были у гитлеровцев. Историческая подоплека фильма заключается в том, что создатели "Сволочей" перепутали всего лишь принадлежность диверсионной школы: они клеймят позором НКВД за дела Абвера.

"Комсомолка" приводит подробный ответ своего корреспондента по изучению архива ФСБ материалов (11 папок оперативно-розыскных и уголовных дел) о школе диверсантов из подростков, организованной "Абверкомандой 20" близ Касселя (Германия). Школа подготовила 2 выпуска малолетних диверсантов осенью 1943 и летом 1944 года. После обучения парашютному и подрывному делу их попарно забрасывали в тыл Красной Армии для совершения диверсий. Диверсанты сдавались группами, а в 1944 году в "Абверкоманду 203" был внедрен агент СМЕРШ, который перевербовал одного из преподавателей школы и увел его вместе с 44 детьми диверсантами в расположения советских войск.

Остается вопрос известно ли было автору фильма "Сволочи" Кунину о существовании в 1943-1944 годах в Германии школы Абвера, где готовили диверсантов из русских детей 11-13 лет.

Владимир Кунин (Фейнберг) родился в 1927 году. Писатель. Его книгами забиты российские магазины. С начала 1990 года он живет и работает в Мюнхене. Не исключено, что слухи об этой школе в Германии могли дойти до него и заимствованы при написании "Сволочей".

Газета "Труд" 7 февоаля нынешнего года поместила материал под заголовком "Ни любви, ни тоски, ни жалости. В широко разрекламированном фильме "Сволочи" исторической правдой и не пахнет".

Корреспондент после просмотра фильма делится своими впечатлениями. "Фильм на проходной, претендует ни много ни мало на новые подходы в освоении военной темы в нашем кино. Мол, раньше нас кормили полуправдой, а нынче будет рассказана вся правда об "этом" государстве, о взрослых дядях-сволочах, которые безропотно посылали 14-летних детей на верную гибель". По этому поводу и придумал соответствующий сюжет сценария В. Кунин. О том, как малоопытную уголовную шпану, грабящую, убивающую не хуже взрослых бандитов отправляют в спецшколы, где из них готовят камикадзе – диверсантов для засылки в тыл врага.

Не было таких спецшкол для подростков, в один голос заявляют историки и ветераны войны. Но сценаристу Кунину и режиссеру Атанесяну историки и ветераны не указ. Не было, но могло ведь быть - бодро отвечают они в ответ на все упреки в антиисторизме, в недостоверности. "А сюжет "Мастера и Маргариты" достоверен?" Об этом наивно вопрошает режиссер в одном своем интервью. "Что, Воланд действительно посещал Москву?”

Как говорится, приехали. Неужели опытный режиссер и впрямь не понимает разницы между фантастическим, щедро замешанном на мистике романом и фильмом о событиях Великой Отечественной войны?

Статья заканчивается словами о кощунственной негуманности фильма. Многие миллионы погибших в той войне – и так непомерная горькая цена за победу. Гуманно ли, милосердно ли добавлять в эту страшную статистику еще и выдуманные, нафантазированные авторами фильма детские потери - пусть они в данном случае и чисто кинематографического свойства.

Как же встречал премьеру "Сволочи" кинобомонд? Холодно и равнодушно. Ни одной независимой публикации о скандальной репутации фильма в центральных СМИ. Но на второй день показа в архангельской газете "Правде Севера" появляется рекламная статья Владимира Варакина "Сволочи" под рубрикой "Посмотрим", в которой фильм именуется современным и честным произведением.

После того как до общественности страны было доведено сообщение ФСБ России, опровергающее наличие исторической основы выходящего на экраны фильма "Сволочи", автор статьи все же пишет: "Страшные, хотя и мало известные факты времен Великой Отечественной, образуют сюжет боевой драмы "Сволочи". Название хлестное, почти ярлык. Но в нем по сути, не хватает вопросительного знака. А по сути, автор предлагает самим зрителям ответить на загадку: почему фильм так назван и кому и за что из персонажей адресовано это название.

Своевременность фильма в статье обуславливается озабоченностью кинематографистов морально-нравственным кризисом общества, особенно отчетливо представленным в молодежной среде.

По мнению Варакина, частность фильма, выраженная в пронзительности сюжета (в чем это заключается. авт.) ставит "Сволочи" по ассоциации в один ряд с кино сериалом "Штрафбат" и "9-ой ротой", которая признана лучшим фильмом 2005 года.

Противоречивая ситуация с оценкой фильма окончательно заинтересовала меня как участника и в определенной степени очевидца Великой Отечественной войны. Было решено самому посмотреть "Сволочи".

Уютный архангельский кинозал "Эдисон" быстро заполнился молодежью -- видимо, студентами медуниверситета из общежития напротив и учащимися музыкального училища и общежития, находящегося неподалеку. Оживленно переговарились, заканчивая пирожки из буфета и переклички по мобильнику, шумно рассаживались парами на мягкие сидения кресел, предвкушая увлекательное зрелище. Не подозревая, видимо, что увидят войну с драматическими событиями. Первые кадры привлекли внимание. Война, провинциальный городок, кучка подростков грабит склад, убивает сторожа, затем милиционера, затем оказывается в зоне. А дальше -- все по известному сюжету.

Секретный усиленно охраняемый лагерь НКВД в горах. Малолетние уголовники – сироты, собранные сюда из мест заключения, чтобы сделать из них смертников-диверсантов. Они и здесь сохраняют порядки зоны. Издеваются на инструкторами, устраивают разборки с поножовщиной, объясняются на воровском жаргоне, ругаются матом и распевают блатные песни под гитару.

Актеры из домашних мальчиков не в состоянии сыграть настоящих уркажанов. Их выходки похожи на ребячьи игры для забавы и воспринимались юными зрителями в зале как современные приколы, вызывая оживление и смех. Их учат рукопашному бою, альпинизму и подрывному делу. Они понимают, что из них готовят смертников для диверсий в тылу врага. В лагере витает дух уклонения от этой участи.

Один уходит под покровом ночи, но был перехвачен оцеплением и застрелян, второй вскрывает вены, третий срывается в пропасть, а затем убийство в драке, подстроенная гибель при прыжке с парашютом и расстрел мальчишки, причастного к этому. Никакой готовности к героизму, о котором говорится в рекламных листках. Наоборот вынашивается намерение сбежать в последний момент при перевозке к месту выброски.

Откровенной глупостью поразили кадры медосмотра на пригодность к обучению и утреннего построения с перекличкой. Военный в белом халате обходит строй детей-дистрофиков и обращает внимание только на ладони вытянутых рук, после чего объявляет, что к обучению в лагере все пригодны. На утренней проверке выясняется, что отсутствуют трое лагерников, а ночью совершена кража со взломом из столовой. И в это время под общий хохот строя показаны трое пацанов, сидящих на противоположном пригорке и демонстрирующих начальству задние места.

Допущено множество и других ляпов и уже совсем неестественно представлен финал фильма. Таинственным и загадочным кажутся приключения зонных диверсантов в горах Румынии, куда их забрасывают на самолете для диверсионной работы.

Об этом в газете "Труд": "Два оставшихся в живых пацана (других малолетних парашютистов немцы расстреляли еще в небе) под занавес фильма лихо взрывают хорошо охраняемый стратегический объект. Изображенные, окровавленные, окруженные со всех сторон врагами юные герои, тем не менее остаются в живых. В финальных кадрах они неожиданно для зрителей предстают уже убеленными сединами ветеранами.

Как они спаслись – опять таки загадка. То ли выбрались каким-то чудом из Румынских гор к своим, но для этого подобно ГарриПотеру, они должны лететь на метле, то ли, получается, фашисты оказались гуманнее кровожадных русских и спасли, выходили юных диверсантов. которых родная страна послала на верную гибель.

Циничным выглядит сцена, когда над трупами русских диверсантов, расстрелянных немцами в небе при выброске с парашютом, убивается от горя, сняв фуражку, седой фашистский офицер: "Боже мой…Боже мой… Это же дети! Что же они делают?"

Ошарашенные увиденным и оглушенные взрывами, увенчавшими финал фильма (когда зритель в зале благодаря эффекту стереозвука чувствовал себя в эпицентре огневой стихии) мальчики и девочки покидали зал уже не столь оживленными, как до кино. Что осталось в их душах от этого киноспектакля?

Перед просмотром фильма успел ознакомиться в фойе с аннотацией "Сволочей" по рекламному просмотру, где он представлен как героическая драма и мистику на рекламно-информационном стенде. Позволю привести в сокращении его текст: "Сволочи". Военная драма"

"Домашними мальчишками героев фильма не назовешь. Достаточно услышать название "Сволочи" и многое станет ясно. Сволочами пацанов называют взрослые государственные мужи, придумавшие в 1943 году разбить в горах секретный лагерь, по сути – основать школу для подготовки юных диверсантов, действующих в тылу врага. В эту школу советская власть согнала малолетних преступников, сирот-беспризорников. Заброшенные в тыл мальчишки были обречены и власть об этом знала. По сути она преподавая пацанам основы рукопашного боя, альпинизма и парашютного спорта, готовила из них смертников. Лагерное начальство наверняка не заблуждалось насчет своей судьбы: свидетелей в таких делах не оставляют". История эта подлинная.

Так во в чем заключается политическая подоплека фильма "Сволочи" – российское государство, его власти и органы времен Великой Отечественной войны являлись преступными и бесчеловечными, используя детей в качестве диверсантов-смертников.

Как тут не вспомнить афоризм Ф.Тютчева – изреченная мысль есть ложь. Смысл рекламы зиждется на фантастических домыслах авторов повести и фильма Сволочи" и не имеет исторической основы.

Суровая правда Отечественной войны по воспоминаниям ветеранов свидетельствует об обратном. Да, в войну дети оказались самыми ранимыми и обездоленными. Сейчас их поколение называют – дети опаленные войной. Под таким названием в Архангельске создана организация и выпущена книга воспоминаний очевидцев военного детства.

Но государство делало все, чтобы в тех условиях защиты детей, окружать их вниманием и заботой. Они в первую очередь эвакуировались в тыл, где бала развернута сеть детских домов. Для сирот были открыты суворовские и нахимовские училища. В 1942 году по приказу Наркома ВМСР Н. Кузнецова на нашем севере – Соловецких островах была организована Соловецкая школа юнг ВМФ, которая комплектовалась исключительно добровольцами, юношами 15-16 лет для подготовки специалистов высокой квалификации. На государственном обеспечении находились дети, обучающихся в ремесленных училищах, которые были введены еще до войны.

Когда началась война, мне же было 16, так что пришлось испытать все лишения военного детства. На руках матери после смерти отца осталось трое детей. Помню, как в школе выдавали булочку с чаем, а мать получала талоны на обеды для детей в столовой. В нашем Великом Устюге также был открыт детский дом для детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда.

А когда в 17 лет в 1943 году с школьной скамьи был призван на войну и прошел с боями от Варшавы до Берлина в составе мотоциклетного разведполка 1-й гвардейской танковой армии и участвовал в разведрейсах по тылам противника на территории Германии, понял, что война требует высшего напряжения всех моральных и физических сил, чтобы выстоять и победить.

Известно, что у нас в Архангельске формировались из добровольцев партизанские отряды для проведения диверсионной работы за линией Карельского фронта. Проходили только физически, морально устойчивые, не моложе 18 лет. История сохранила документы о беспримерном мужестве и стойкости наших земляков при выполнении диверсионных заданий в тылу врага. Война – не детское дело. Использование их в диверсионных операциях чистый блеф, созданной повести и фильма "Сволочи".

Первый и единственный отклик на этот фильм в Архангельске мною обнаружен в еженедельнике "Курьер Беломорья" № 10 от 7 марта.

На странице "Афиша недели" под названием "Сволочи" помещена пессимистическая заметка: после просмотра возник бессмысленный скандал по поводу достоверности происходящего (и писатель Кунин отчего-то исходя признался, что все выдумал). Почему бессмысленно спорить о достоверности фильма авторами не раскрывается, но задаются вопросы: зачем чекисты решили прикладывать невероятные усилия тренировать, охранять, а затем посылать на важнейшие операции именно детей? От недостатка штрафбатов? Из-за какого-то специального мазохистского людоедства?

Или зачем городить такой огород, если секретный центр, где хранится стратегический запас топлива, охраняется как провинциальная овощебаза. Точнее, вообще не охраняется. Заходишь тихонько, кидаешь спичку и бежишь со всех ног.

Можно согласиться с саркастически отзывом о неправдоподобности фильма, но, скажем, мысли о бесполезности спора (бессмысленности скандала) разделить невозможно.

На страницах центральных СМИ высказано предложение ветеранов войны изучить фильм членам новой общественной палаты при Президенте России и дать ему принципиальную оценку. верен, что это будет сделано. И, наконец, нужно решить поставленный вопрос, что такое "Сволочи", почему так назван фильм и кому из персонажей адресован.

"Сволочи" по толковому словарю -- это значит волочить грязь, отбросы, помои и другую всякую дрянь Сволочить все это в одну кучу и было задумано или для опорочивания истории Великой Отечественной войны и роли государства и ее органов того времени. Поскольку предмета их выдумки, кому ими предназначался бы ярлык "Сволочи", в природе не существовало, он должен оставаться на руках придуманных авторов...

Николай Галкин, искусствовед, специально для “ПРАВДЫ.Ру”

Апелляцию клиники доктора Хайдарова удовлетворили, решение первой инстанции отменено, клиника работает

Апелляцию клиники доктора Хайдарова удовлетворили, решение первой инстанции отменено, клиника работает

Клиника Хайдарова возобновила работу в обычном режиме.

Необычная экологическая акция прошла на курорте

Необычная экологическая акция прошла на курорте "Роза Хутор"

Курорт "Роза Хутор" провел необычную экологическую акцию, привлекая внимание к необходимости утилизации отходов.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" проводят археологические мастер-классы для школьников

К началу зимнего сезона в Музее Археологии курорта разработали специальный мастер-класс для школьников.

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Предложенный специалистами новый метод, который позволит "взвесить" массы галактик, ученые уже назвали "прорывом", поскольку ему под силу дать более точные данные по всем глобальным обзорам Космоса.