
Новая инициатива: студенты смогут летать и ездить дешевле по всей стране
Российским студентам могут предоставить единые скидки на авиабилеты и железнодорожные билеты. С соответствующей инициативой выступил председатель партии "Справедливая Россия — За правду" Сергей Миронов, передаёт ТАСС.
Что предлагает инициатор
По словам депутата, в России необходимо создать единую транспортную карту для учащихся вузов и колледжей, которая позволит приобретать билеты на все виды транспорта со скидкой.
"Нужны единые скидки и на авиабилеты — сейчас они даются по усмотрению авиакомпании. Студенты — одна из самых мобильных категорий. Они часто ездят к родным, они путешествуют по стране", — сказал Сергей Миронов.
Он отметил, что льготы должны распространяться не только на авиа- и железнодорожные перевозки, но и на городской и пригородный транспорт по всей стране.
"Реализовать такой подход можно с помощью единой транспортной карты для учащихся вузов и колледжей. Она должна предусматривать скидку на проезд в общественном транспорте не менее 50%", — подчеркнул депутат.
Как это может работать
Инициатива предполагает, что карта будет универсальной - её можно будет использовать при покупке авиабилетов, железнодорожных билетов и проезда в общественном транспорте.
Она станет цифровым инструментом, который подтвердит статус студента и автоматически применит льготный тариф.
Аналогичные программы уже действуют в некоторых регионах: студенческие карты позволяют пользоваться скидками на метро, автобусы и электрички, но единых федеральных правил пока нет.
Проблемы и риски инициативы
Предложение, по мнению экспертов, выглядит привлекательным, но его реализация может столкнуться с финансовыми трудностями.
Чтобы обеспечить студентам скидки на перелёты, авиакомпаниям придётся компенсировать выпадающие доходы, что в условиях роста издержек (на топливо, запчасти и обслуживание самолётов) сделать сложно.
"Не исключено, что льготы для студентов могут привести к повышению стоимости билетов для других пассажиров", — отмечают аналитики отрасли.
Кроме того, потребуется координация между транспортными операторами и государством, чтобы единая карта работала по всей стране и не дублировала региональные программы.
Какие льготы у студентов уже есть
Сегодня молодёжь до 23 лет уже может покупать авиабилеты по субсидированным тарифам. Такие билеты доступны для полётов из Москвы и Санкт-Петербурга в ряд дальневосточных и северных регионов — Владивосток, Хабаровск, Магадан, Якутск, Калининград и другие города.
Также студенты могут оформлять скидки на железнодорожные билеты в купейных вагонах, но льгот на плацкартные места, по словам Миронова, пока нет, и их следует ввести.
Возможные преимущества
Плюсы инициативы | Потенциальные сложности |
Повышение мобильности студентов | Рост расходов авиакомпаний и РЖД |
Упрощение системы льгот | Необходимость компенсации из бюджета |
Единый цифровой формат | Сложность реализации на федеральном уровне |
Поддержка доступного образования | Риск повышения цен для других пассажиров |
Ошибка → Последствие → Альтернатива
-
Ошибка: Оставить льготы на усмотрение транспортных компаний.
Последствие: Неравномерность тарифов по регионам.
Альтернатива: Ввести единые федеральные правила скидок. -
Ошибка: Игнорировать финансирование программы.
Последствие: Повышение цен для остальных пассажиров.
Альтернатива: Компенсировать затраты перевозчиков за счёт бюджета. -
Ошибка: Не учитывать цифровую инфраструктуру.
Последствие: Сложности с использованием карты в регионах.
Альтернатива: Создать единую федеральную платформу с интеграцией через "Госуслуги".
А что если проект одобрят?
Если предложение получит поддержку правительства, единую транспортную карту могут протестировать в нескольких регионах уже в 2026 году. В перспективе система может стать аналогом европейской студенческой travel-карты, действующей на всех видах транспорта.
Такой подход упростит поездки студентов к родным, на стажировки и конференции, а также повысит привлекательность внутреннего туризма среди молодёжи.
Подписывайтесь на Экосевер