
Провалившие ОГЭ больше не останутся за бортом: новая программа спасает будущее
В России готовятся запустить новую программу для подростков, не сдавших основной государственный экзамен. Законопроект, внесённый в Госдуму летом 2025 года, предлагает дать таким школьникам возможность бесплатно освоить рабочую профессию и позже пересдать экзамены. Инициатива уже получила одобрение Комитета по просвещению и может вступить в силу с 1 января 2026 года.
Суть инициативы
Согласно документу, девятиклассники, трижды не преодолевшие минимальный порог по русскому языку и математике, смогут пройти бесплатное профессиональное обучение и параллельно доучивать школьную программу. После завершения курса подростки смогут сдать два экзамена — основной государственный (ОГЭ) и квалификационный.
Если ученик успешно справится с обоими, он получит сразу два документа: аттестат об основном общем образовании и свидетельство о профессии рабочего или должности служащего. При этом регионы смогут самостоятельно формировать списки востребованных профессий и выбирать учреждения для обучения.
Среди возможных направлений — сварщики, автомеханики, крановщики, швеи, повара, парикмахеры, кондитеры и делопроизводители. Всего перечень включает более 5 тысяч специальностей.
"Бесплатное профессиональное обучение предусмотрено по программам подготовки рабочих профессий и должностей служащих", — пояснили авторы законопроекта.
Новые возможности
Законопроект предлагает три пути для подростков, не сдавших экзамен:
-
Освоить профессию и начать работать.
-
Вернуться в школу и продолжить обучение.
-
Поступить в колледж и развиваться в выбранной сфере.
Такой подход позволит не терять год и адаптироваться к будущей карьере. Финансирование обучения предполагается за счёт региональных бюджетов.
Мнение экспертов
"С детьми, не сдавшими ОГЭ, должна работать школа"
"С одной стороны, предоставить ребятам, которые не сдали ОГЭ, возможность учиться, наверное, имеет смысл. Но их очень немного. Это не массовое явление", — считает профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Эксперт отмечает, что каждому подростку нужна индивидуальная программа подготовки. По её словам, в колледжах первый год посвящён общеобразовательным предметам, и детям, не сдавшим экзамен, будет тяжело. Решением, по её мнению, могла бы стать специальная программа поддержки и консультаций при школах.
"ОГЭ не должно превращаться в заградительный барьер"
"Если человек не сдал с трёх попыток русский язык или математику, то ему предлагают профобучение. Но где, на базе чего — колледжей? Ведь туда есть конкурс", — отметил автор телеграм-канала Grand Exam Арсений Филин.
Он считает, что в некоторых случаях подросткам больше помог бы репетитор или программа индивидуального обучения. Филин также обращает внимание на нехватку ресурсов у колледжей для одновременного преподавания школьных и профессиональных дисциплин.
"У детей не будет ощущения "последнего шанса”"
"Сегодня остро ощущается нехватка квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием. Возможно, такой путь действительно подойдёт для некоторых учебных заведений", — пояснил учитель физики Константин Барковец.
По его словам, программа может снизить уровень стресса при сдаче экзаменов и дать детям больше возможностей. Однако педагог подчёркивает, что не все колледжи обеспечивают должный уровень подготовки, а общество всё ещё воспринимает СПО как запасной вариант.
"ОГЭ надо отменить и дать возможность всем детям учиться в 10 классе"
"У меня давно сформировалось мнение, что ОГЭ вообще нужно отменить. Экзамены после девятого класса должны проводиться в школах, как раньше", — заявил председатель профсоюза "Учитель" Дмитрий Казаков.
Он считает, что стресс и формальный подход к экзамену часто мешают объективной оценке знаний. По его мнению, ученикам нужно давать право выбора: продолжать обучение в школе или поступать в колледж.
"Детям не придётся ждать год, чтобы пересдать экзамены"
"Речь не идёт о профильном обучении. Это профессиональная подготовка, по итогам которой можно получить профессию без освоения школьных предметов", — пояснил ректор МГПУ Игорь Реморенко.
Он отметил, что благодаря законопроекту подростки смогут не терять время, а сразу выбрать путь: получить профессию, пересдать экзамены или начать работать.
Таблица: плюсы и минусы законопроекта
Плюсы | Минусы |
Возможность получить профессию и аттестат одновременно | Риск снижения качества обучения |
Бесплатное образование за счёт регионов | Не у всех колледжей есть ресурсы |
Снижение стресса у подростков | Сложность совмещения профобучения и школьной программы |
Шанс трудоустроиться даже без аттестата | Возможный дефицит мест в колледжах |
Адаптация к реальному рынку труда | Вероятность неравных условий между регионами |
А что если…
Если школьник после профподготовки решит вернуться в школу, он сможет это сделать. В случае успешной пересдачи ОГЭ у него будет право пойти в 10 класс или колледж. А если сдать получится только квалификационный экзамен — можно начать работать и позже продолжить обучение.
Мифы и правда
Миф: программа рассчитана только на слабых учеников.
Правда: законопроект направлен на поддержку всех, кто временно столкнулся с трудностями.
Миф: профессиональное обучение заменит школу.
Правда: школьная программа остаётся обязательной, профобучение идёт параллельно.
Миф: профессии будут ограничены техническими направлениями.
Правда: в списке есть и гуманитарные специальности, включая делопроизводство и сервис.
Интересные факты
• Минимальные пороги для сдачи ОГЭ в 2025 году — 15 баллов по русскому и 8 по математике.
• В России более 3,5 млн школьников ежегодно проходят итоговую аттестацию.
• По данным Минпросвещения, менее 1% девятиклассников не справляются с экзаменом даже после пересдачи.
FAQ
— Как будет финансироваться программа?
Обучение будет оплачиваться из региональных бюджетов.
— Можно ли после программы поступить в вуз?
Да, если школьник пересдаст ОГЭ, закончит 11 классов и сдаст ЕГЭ.
— Какие профессии можно получить?
Среди популярных направлений — автомеханик, повар, парикмахер, швея, делопроизводитель.
Исторический контекст
Первый ОГЭ прошёл в 2009 году как обязательная итоговая аттестация после девятого класса. С тех пор система претерпела множество изменений, но идея дать вторую возможность для получения образования обсуждается впервые.
Вывод
Законопроект открывает дополнительные пути для подростков, которые столкнулись с трудностями при сдаче экзаменов. Он даёт шанс не потерять год, освоить профессию и пересдать ОГЭ, сохраняя возможность для дальнейшего обучения. При грамотной реализации программа может стать важным инструментом социальной поддержки и профориентации школьников.
Подписывайтесь на Экосевер