Trenitalia Frecciabianca, поезд, Италия
Trenitalia Frecciabianca, поезд, Италия
Екатерина Леонтьева Опубликована сегодня в 21:07

Поезд, который заменит самолёт: Европа запускает железнодорожную революцию

В Европе построят высокоскоростную железнодорожную сеть стоимостью €546 млрд к 2045 году

Мечта увидеть Европу без пересадок и утомительных перелётов постепенно становится реальностью. Уже через два десятилетия на континенте появится масштабная высокоскоростная железнодорожная сеть, которая свяжет крупнейшие города — от Афин и Стамбула до Мадрида и Милана. Этот проект, инициированный Сообществом европейских железнодорожных и инфраструктурных компаний (CER), должен стать новым этапом в развитии транспорта, сделав путешествия по Европе быстрее, удобнее и экологичнее, пишет Travel And Tour World.

Что такое Европейская высокоскоростная сеть

Новая транспортная система объединит города Европейского союза в единую сеть железных дорог, по которым поезда смогут развивать скорость от 250 до 350 км/ч. Это не просто технический проект, а часть стратегии ЕС по переходу на устойчивые виды транспорта. Главная цель — снизить зависимость от авиаперевозок и автомобилей, предлагая пассажирам более чистую и энергоэффективную альтернативу.

Планируется, что к 2045 году общая протяжённость сети составит более 49 тысяч километров. В итоге время в пути между крупными мегаполисами сократится в разы. Например, из Афин в Стамбул можно будет доехать всего за четыре часа, а из Мадрида в Милан — примерно за половину нынешнего времени.

Зачем Европе высокоскоростная сеть

Высокоскоростные поезда станут не только удобным способом передвижения, но и инструментом экономического и культурного сближения. Туризм, бизнес и образование получат новые возможности: жители смогут чаще путешествовать, а компании — развивать международные связи.

Кроме того, проект поддерживает глобальные экологические цели Евросоюза: железнодорожный транспорт в 14 раз экологичнее авиации. По оценкам экспертов, к 2050 году около 50% всех европейских путешественников предпочтут скоростные поезда полётам.

"Проект станет ключевым шагом к более экологичному и связанному континенту", — заявили представители Сообщества европейских железнодорожных компаний (CER).

Сколько это будет стоить и когда всё построят

Оценочная стоимость проекта — 546 миллиардов евро, а реализация займёт около 20 лет. Финансирование будет смешанным: часть средств выделят национальные бюджеты, часть — Европейский союз. Особое внимание уделят модернизации уже существующих линий и строительству новых участков, включая трансграничные маршруты.

Несмотря на масштаб инвестиций, Европейская комиссия считает этот проект стратегически необходимым. Он создаст тысячи рабочих мест и станет стимулом для экономического роста, а в долгосрочной перспективе — снизит углеродные выбросы и транспортные издержки.

Какие города соединит сеть

План включает соединение всех столиц и крупных городов Европы. В список войдут:

  • Афины и Салоники - ключевые центры на юге Балкан;

  • Берлин, Мюнхен, Франкфурт - крупные транспортные узлы Германии;

  • Мадрид, Барселона, Милан, Рим - маршруты Южной Европы;

  • Вена, Прага, Будапешт - исторические города Центральной Европы;

  • Стамбул - главный восточный пункт проекта, связывающий Европу и Азию.

Отдельное внимание уделено средним городам с населением от 250 тысяч человек, чтобы выгоды от проекта ощутили не только мегаполисы, но и региональные центры.

Сравнение: самолёт против скоростного поезда

Параметр Авиаперелёт Высокоскоростной поезд
Время на дорогу быстро, но с регистрацией и ожиданием почти то же, но без досмотров
Углеродный след высокий низкий, до -90% выбросов CO₂
Стоимость часто выше из-за сборов стабильная, без скрытых платежей
Комфорт ограниченное пространство больше места и панорамные виды
Транспорт до центра города обычно платный трансфер вокзалы в центре

Путешествие на поезде может занять чуть больше времени, но в целом — выигрыш по удобству и экологичности очевиден.

Проблемы и вызовы

Главная трудность — инфраструктура. Сегодня в Европе насчитывается около 200 тысяч километров железных дорог, но лишь 5-10% из них приспособлены для скоростного движения. Во многих странах линии нуждаются в капитальной модернизации.

Особое внимание уделят Греции, где после трагедии в Темпи в 2023 году железнодорожная система нуждается в обновлении. Чтобы проект стал реальностью, странам придётся синхронизировать стандарты и создать единые технические требования.

Как изменится путешествие по Европе

Когда сеть будет завершена, туристы смогут планировать маршруты по всему континенту без пересадок и задержек. Например, можно будет за день добраться из Берлина в Рим или из Парижа в Афины, наслаждаясь пейзажами вместо аэропортов и паспортного контроля.

Для деловых поездок это тоже прорыв: больше не нужно тратить время на перелёты и ожидание — поезд станет удобным офисом на колёсах.

Как путешественникам готовиться уже сейчас

  1. Следить за запуском новых линий. Первые участки сети начнут открываться уже в 2030-х годах.

  2. Использовать комбинированные маршруты. Некоторые направления уже интегрируются в существующие поезда Eurostar, TGV и Italo.

  3. Планировать "зелёные" поездки. Сервисы вроде Rail Europe и Interrail предлагают экологичные маршруты с пересадками на электрички.

  4. Сравнивать стоимость с авиабилетами. На некоторых направлениях скоростные поезда уже сегодня дешевле самолётов (например, Париж — Амстердам).

А что если Европа полностью перейдёт на поезда?

Эксперты прогнозируют, что к середине века европейская транспортная карта изменится кардинально. Авиаперелёты на короткие расстояния исчезнут, появятся ночные поезда с купе нового поколения, а привычные границы между странами на карте станут условными.

Для туристов это означает свободу передвижения без сложной логистики и вреда для планеты. Для экономики — миллионы новых рабочих мест и рост региональных центров.

Плюсы и минусы проекта

Плюсы Минусы
Ускорение перемещений между городами Высокие расходы на строительство
Снижение выбросов и экологичность Необходимость согласования стандартов
Рост внутреннего и международного туризма Долгие сроки реализации
Новые рабочие места и инвестиции Риск бюрократических задержек
Комфорт и альтернатива перелётам Возможные технические сбои на старте

Мифы и правда

Миф: высокоскоростные поезда дороги и недоступны.
Правда: массовое внедрение снизит стоимость билетов до уровня бюджетных авиаперелётов.

Миф: такие сети уже есть только во Франции и Испании.
Правда: проект охватит весь ЕС, включая Балканы и Восточную Европу.

Миф: развитие скоростных поездов подорвет авиацию.
Правда: авиация сохранит дальние маршруты, а железные дороги займут нишу до 1500 км.

Три интересных факта

  1. Самый длинный планируемый маршрут — Мадрид — Хельсинки, более 3 500 км.

  2. Первый международный участок запустят между Веной и Миланом в начале 2030-х.

  3. Ожидается, что за первые 10 лет работы сеть перевезёт свыше 250 миллионов пассажиров.

Исторический контекст

Идея панъевропейской железной сети зародилась ещё в 1990-х годах, но из-за различий в стандартах и финансировании её реализация откладывалась. Новый проект стал возможен благодаря общей климатической политике ЕС и модернизации существующих линий, таких как TGV, AVE и Frecciarossa.

Теперь Европа делает ставку на рельсы будущего — быструю, тихую и устойчивую транспортную систему, которая изменит представление о путешествиях.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

OneTwoTrip: россияне чаще бронируют пятизвездочные отели в Индии, Катаре и ОАЭ сегодня в 21:17
От Дубая до Гоа: где русские туристы теперь чувствуют себя султанами

Россияне всё чаще выбирают роскошь: Индия, Катар и ОАЭ стали лидерами по бронированию пятизвёздочных отелей. Но где отдых обходится дороже всего?

Читать полностью »
Российским туристам советуют бронировать отели на лето 2026 года осенью для экономии до 50% сегодня в 13:15
Туристы экономят тысячи, просто планируя заранее: раннее бронирование стало золотым лайфхаком

Осенью 2025-го бронирование отелей на лето 2026 года позволит россиянам сэкономить до 50%. Почему выгодно планировать отдых заранее и какие направления в приоритете?

Читать полностью »
Аэрофлот ввёл новое меню в бизнес-классе — пассажирам предложат краба, ростбиф и палтуса сегодня в 11:49
Камчатский краб и лосось вместо сосисок: Аэрофлот превратил бизнес-класс в ресторан

"Аэрофлот" обновил меню в бизнес-классе: от краба Камчатки до десерта с матчей. Почему авиакомпания делает ставку на вкус, атмосферу и гастрономию на высоте?

Читать полностью »
С 1 октября билеты на ледокол Ленин в Мурманске можно покупать онлайн сегодня в 11:09
Теперь на ледокол — по Wi-Fi: Мурманск перевёл легенду в цифровой формат

На первый атомный ледокол "Ленин" теперь можно попасть без очередей — с 1 октября билеты продаются онлайн. Что ждёт посетителей легендарного корабля?

Читать полностью »
Минэкономразвития направит 27 млрд рублей на развитие Северного Кавказа в 2026–2028 годах сегодня в 9:56
Золотая высота: зачем государство вкладывает миллиарды в Северный Кавказ

Более 27 млрд рублей направят на развитие Северного Кавказа. Почему регион становится новой точкой роста России и что ждёт его туристические кластеры?

Читать полностью »
Time Out включил Боргерхаут, Камберуэлл и Менильмонтант в список самых интересных районов Европы сегодня в 7:16
Забудьте про башни и дворцы: вот, где Европа действительно живёт

От Антверпена до Будапешта — семь районов, где бьётся настоящее сердце Европы. Здесь сохраняют прошлое, живут креативом и создают будущее прямо на улицах.

Читать полностью »
Вице-президент РСТ Горин рассказал, как выгоднее лететь в Египет и Турцию осенью сегодня в 6:12
Как улететь в тепло дешевле: россиянам рассказали, когда и куда брать билеты осенью

Осень — лучшее время для бюджетного отдыха. Эксперты рассказали, как купить дешёвые авиабилеты в Таиланд, Египет или Турцию и почему перелёт с пересадкой может быть выгоднее прямого.

Читать полностью »
Président предложила 30 тысяч долларов за создание новых рецептов с фетой и путешествия по миру сегодня в 5:13
Фета против офиса: теперь за еду и путешествия платят настоящую зарплату

Компания Président ищет человека, который за 30 000 долларов отправится в гастрономическое путешествие по миру, создавая вирусные рецепты с фетой и разрушая главный миф о ней.

Читать полностью »