Блогеры вместо учителей
Блогеры вместо учителей
Юрий Манаков Опубликована 28.09.2025 в 10:41

Учителя становятся заложниками ЕГЭ: новая система премий в Москве уже вызывает споры

Департамент образования Москвы утвердил новый порядок премирования учителей по результатам учеников

В московских школах внедряют новый подход к стимулирующим выплатам учителям: теперь размер премий напрямую зависит от результатов учеников на ЕГЭ, ОГЭ и независимых диагностических работ. Решение утвердил Департамент образования и науки Москвы, подчеркнув, что главная цель реформы — повышение качества обучения и поиск наиболее эффективных педагогических практик.

В чем суть изменений

Теперь вклад каждого педагога будет оцениваться внутри предметной кафедры — объединения учителей по одному предмету. Именно кафедра получит больше полномочий: распределение стимулирующих выплат, участие в подборе кадров и формировании учебной нагрузки.

"Основной акцент сделан на результативности обучения. Размер стимулирующего фонда на каждый предмет будет напрямую определяться результатами детей: показателями независимых диагностик, ЕГЭ и ОГЭ", — пояснили в пресс-службе Департамента образования и науки Москвы.

При этом власти обещают, что базовая зарплата учителей останется не ниже текущего уровня при сохранении нагрузки, а рост окладов обеспечат за счет увеличения стоимости ученико-часа.

Что думают эксперты

Директор Института педагогики и психологии образования МГПУ Александр Савенков видит в подходе и плюсы, и риски. По его словам, идея "лучше работаешь — больше получаешь" справедлива, но крайне сложно объективно оценить труд учителя.

"Сотрудники предметных кафедр обладают уникальным экспертным знанием о том, насколько эффективно педагоги работают с учениками. Однако результативность этой инициативы будет напрямую зависеть от разработки надёжного механизма оценки достижений школьников", — отметил Александр Савенков.

Заслуженный учитель РФ Александр Снегуров считает, что приоритет экзаменационных баллов может привести к искажению сути образования:

"Главным критерием вновь провозглашаются баллы на ЕГЭ и ОГЭ. К чему тогда мнение кафедры, если рейтинг формируется на основе одного этого фактора?", — сказал Александр Снегуров.

Он добавил, что нужно учитывать прогресс каждого ребёнка, а не только итоговые цифры.

Сравнение подходов к премированию

Подход Критерий Риски Возможные плюсы
По результатам экзаменов Баллы ЕГЭ, ОГЭ, диагностики Игнорирование индивидуального прогресса Объективность в цифрах
По прогрессу учеников Улучшение навыков, снижение ошибок Сложно измерить, субъективность Поддержка каждого ребёнка
Смешанная модель Экзамены + динамика успеваемости Требует сложной методики Баланс интересов

Советы шаг за шагом: что важно учесть

  1. Разработать чёткие и прозрачные критерии оценки.

  2. Учитывать не только результаты экзаменов, но и прогресс учеников.

  3. Поддерживать обмен опытом между учителями внутри кафедр.

  4. Вовлекать родителей в обсуждение качества обучения.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: опираться только на результаты экзаменов.

  • Последствие: перегрузка учеников, формализация обучения.

  • Альтернатива: добавление показателей индивидуального прогресса.

  • Ошибка: отсутствие единых критериев оценки.

  • Последствие: конфликты внутри педагогических коллективов.

  • Альтернатива: единые методические рекомендации.

А что если…

Если новый подход окажется успешным, московская модель оплаты труда учителей может стать примером для других регионов. Но в случае ошибок система рискует породить недовольство как педагогов, так и родителей.

Плюсы и минусы реформы

Плюсы Минусы
Коллективная ответственность за результат Риск давления на учеников
Возможность выявить эффективные практики Недооценка индивидуальных достижений
Рост базовых окладов учителей Возможные конфликты в кафедрах

FAQ

Когда вступают изменения?
Система премирования утверждена и начнёт применяться с нового учебного года.

Будет ли снижена базовая зарплата учителей?
Нет, Департамент гарантирует сохранение уровня оплаты при прежней нагрузке.

Какие показатели учитываются?
Результаты ЕГЭ, ОГЭ и независимых диагностик.

Мифы и правда

  • Миф: теперь премии будут получать только учителя "сильных" классов.

  • Правда: критерии будут определяться внутри кафедры, что позволит учитывать разные уровни учеников.

  • Миф: учителям придётся работать бесплатно, если показатели не вырастут.

  • Правда: базовый оклад сохраняется, а речь идёт только о стимулирующих выплатах.

Три интересных факта

  1. Москва стала первым регионом, где стимулирующий фонд напрямую привязали к результатам учеников.

  2. Стоимость ученико-часа в столице — одна из самых высоких в стране.

  3. В ряде стран (например, в Великобритании) подобная система премирования уже действует, но вызывает споры среди педагогов.

Исторический контекст

  • 2010-е годы — постепенное внедрение стимулирующих выплат на федеральном уровне.

  • 2020-е годы — рост финансирования московского образования и повышение окладов.

  • 2025 год — переход к новой модели премирования через предметные кафедры.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Подарки детям должны учитывать возраст и интересы — эксперт Светлана Грохотова сегодня в 16:04
Мандарины и конфеты больше не работают: что испортило магию детских праздников

Эксперт рассказала, почему конфеты и игрушки больше не радуют детей так, как раньше, и какой подарок действительно вызовет у них искреннюю радость.

Читать полностью »
Родители влияют на чувство счастья ребёнка — психолог Виктория Кисс сегодня в 14:10
Маленькие шаги — огромные последствия: что рушит внутренний мир ребёнка

Как воспитать ребёнка, который умеет быть счастливым? Психолог Виктория Кисс объясняет, почему путь к детскому счастью начинается с родителей.

Читать полностью »
Страх темноты у детей нормален — психолог Морозова сегодня в 11:58
Ребенок боится темноты не просто так: какие ошибки взрослых усиливают страх малышей

Психолог Елена Морозова рассказала EcoSever, как помочь ребенку, который боится темноты.

Читать полностью »
Поддержка самостоятельности уменьшает ссоры с ребенком — Мел сегодня в 8:09
Утро с уроками и сборами доводило меня до крика — я нашла выход

Как справляться с утренними конфликтами, уроками, ссорами и перепиской, сохраняя спокойствие и не срываясь на крик.

Читать полностью »
Гаджеты признаны частью повседневной жизни детей — психолог Анна Царицина сегодня в 2:10
Смартфон стал новой няней: как технологии растят поколение без взрослых

Психолог объяснила, как без конфликтов отучить ребёнка от бесконтрольного использования смартфона и помочь семье наладить здоровые отношения с технологиями.

Читать полностью »
Давление через страх заставляет детей действовать импульсивно — Мел вчера в 19:01
Сообщение выглядело правдоподобно, и ребёнок поверил — я вовремя вмешалась

Как научить ребёнка распознавать онлайн-обман, не поддаваться на сообщения от «близких» и выстроить безопасное поведение в мессенджерах.

Читать полностью »
Дети, умеющие контролировать эмоции, реже конфликтуют — психолог Лебедева вчера в 13:10
Маленький вулкан внутри нас: как сдержанные эмоции превращают любовь в тревогу

Как вырастить ребёнка, который не теряется перед трудностями и умеет управлять своими эмоциями? Психолог объясняет, с чего начать и чего избегать родителям.

Читать полностью »
Плач младенца при папе связан с формированием привязанности — Мел вчера в 7:56
С папой — истерика, без него — спокойный сон: нас это сильно напугало

Почему шестимесячный ребёнок плачет и хуже засыпает, когда папа дома, и как родителям мягко помочь малышу справиться с перегрузкой.

Читать полностью »