
Лёгкие задания оказались самыми сложными: что провалили выпускники ЕГЭ
Большинство выпускников, сдававших ЕГЭ-2025 по русскому языку, столкнулись с трудностями при выполнении заданий базового уровня сложности. Об этом сообщили в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ).
Сложные задания экзамена
Особенно проблемным оказалось задание № 13, связанное с правописанием "ни" и "не". Его успешно выполнили лишь 46% участников. Наибольшую сложность вызвало слово "(не)даром": экзаменуемые не смогли правильно определить его значение в контексте.
"Экзаменуемые не смогли правильно определить значение слова на основе предъявленного контекста", — отметили в ФИПИ.
Не менее трудным оказалось задание на правописание приставок, употребление "ъ" и "ь", а также написание "и" и "ы" после приставок — с ним справились только 47% выпускников.
Значительные проблемы вызвало упражнение на знание правил слитного, дефисного и раздельного написания слов разных частей речи. С этим справились лишь 40% участников.
Абсолютным антирекордом стало задание № 3, проверяющее знания функциональной стилистики и культуры речи. Его выполнили всего 31% выпускников, что на 16% ниже результата прошлого года.
Где результаты оказались высокими
В то же время есть задания, которые показали хорошие результаты:
-
№ 6 — знание лексических норм русского языка, включая сочетаемость слов, тавтологию и плеоназм. С ним справились 89% участников.
-
№ 25 — лексикология и фразеология, лексический анализ слова. Средний результат — 79%.
Сравнение результатов по ключевым заданиям
Задание | Проверяемый материал | % выполнения |
№ 13 | Правописание "ни" и "не" | 46% |
Правописание приставок, "ъ" и "ь" | 47% | |
Слитное, дефисное и раздельное написание | 40% | |
№ 3 | Функциональная стилистика | 31% |
№ 6 | Лексические нормы | 89% |
№ 25 | Лексикология и фразеология | 79% |
Ошибка → Последствие → Альтернатива
-
Ошибка: невнимание к контексту при определении значения слов.
-
Последствие: неправильное написание слов с "не".
-
Альтернатива: практика анализа текстов с опорой на смысл.
-
Ошибка: недостаточное внимание к орфографии приставок.
-
Последствие: систематические ошибки в базовых заданиях.
-
Альтернатива: повторение правил "ъ" и "ь" и работа с упражнениями.
-
Ошибка: игнорирование раздела по культуре речи.
-
Последствие: низкие результаты по заданию № 3.
-
Альтернатива: изучение стилистики и работа с примерами из СМИ и литературы.
А что если…
Если тенденция сохранится, разработчики экзамена могут внести изменения в структуру заданий, чтобы адаптировать их под текущие трудности выпускников. Вполне возможно, что больше внимания уделят орфографии и стилистике в школьной программе.
Плюсы и минусы результатов
Плюсы | Минусы |
Высокие показатели по лексике и фразеологии | Серьёзные трудности с базовыми орфографическими правилами |
Чёткое понимание лексических норм у большинства выпускников | Падение результатов по стилистике на 16% за год |
Подтверждение сильных сторон программы | Неравномерность знаний у школьников |
FAQ
Почему выпускники плохо справляются с заданиями на "не" и "ни"?
Чаще всего причина в том, что они ориентируются на форму слова, а не на контекст, в котором оно употреблено.
Сильно ли упали результаты в 2025 году?
По ряду заданий — да. Например, выполнение задания № 3 снизилось на 16% по сравнению с прошлым годом.
Какие разделы лучше всего усвоены школьниками?
Лексика, фразеология и лексические нормы современного русского языка.
Мифы и правда
• Миф: трудности вызывают только задания повышенного уровня.
• Правда: самые низкие результаты показали именно в базовых упражнениях.
• Миф: современные выпускники плохо знают лексику.
• Правда: по заданиям на лексические нормы результаты стабильно высокие.
3 интересных факта
-
В 2025 году впервые зафиксировано падение результатов по функциональной стилистике ниже 35%.
-
Задание № 6 традиционно демонстрирует один из самых высоких показателей успешности.
-
Большинство ошибок в задании № 13 связано именно со словом "недаром".
Исторический контекст
ЕГЭ по русскому языку ежегодно проходит более чем у 600 тыс. выпускников. Ранее основные трудности приходились на задания с текстом и написание сочинения. В последние годы акцент сместился на орфографию и функциональную стилистику, где результаты стали снижаться. Сравнение с 2024 годом показывает: несмотря на хорошие знания лексики, школьники хуже справляются с базовыми правилами правописания.
Подписывайтесь на Экосевер