
Коррекционные школы возвращаются: родители получат право выбора, а дети — шанс на успех
Вопрос обучения детей с особыми образовательными потребностями снова оказался в центре внимания. Уполномоченный по правам ребёнка в Московской области Ксения Мишонова в интервью РБК Life заявила о необходимости развивать систему коррекционных школ и увеличивать число тьюторов.
Коррекционные школы: возвращение к советскому опыту
По мнению Мишоновой, модель специальных школ, существовавшая в СССР, востребована и сегодня. Она напомнила о действующем примере в Подмосковье.
"Система коррекционных школ была в Советском Союзе. Сейчас она была бы очень востребована. У нас школа "Школа равных возможностей" на тысячу мест в Химках, она муниципальная, ее построил и оплачивает муниципалитет. И есть очередь. Это направление может и должно тоже развиваться. Опять же, нарратив такой, чтобы была доступная среда везде, а у родителей был выбор, учиться их ребенку в обычной школе или в специализированной", — считает омбудсмен Ксения Мишонова.
По её словам, родители должны иметь реальный выбор: отправить ребёнка в обычную школу или в специализированное учреждение, где созданы все условия для обучения детей с особенностями развития.
Коррекционные классы в обычных школах
Мишонова отметила, что в случае необходимости коррекционный класс может быть открыт и в общеобразовательной школе. Такой формат позволяет гибко подстраивать процесс под ребёнка.
"После первого или второго года обучения уже понятно, кто из детишек может остаться в этом коррекционном классе, а кто может прийти в обычный класс", — пояснила она.
Таким образом, у ребёнка сохраняется возможность либо продолжить обучение в комфортной среде, либо постепенно перейти к инклюзивной модели.
Тьюторство как ключ к успешной инклюзии
Главной проблемой инклюзивного образования омбудсмен назвала нехватку тьюторов.
"Таким детям тьютор нужен. Если говорить по-русски, это помощник учителя, который помогает ребенку с особенностями здоровья, с особенностями развития добиваться успехов и учиться, проходить школьную программу. Тьютор нужен в классе, с определенным образованием", — уточнила Мишонова.
Сегодня во многих школах роль тьюторов берут на себя мамы детей с особенностями развития. Они работают с детьми по индивидуальным адаптированным программам. Однако остаётся проблема — система оплаты их труда в разных регионах неравномерна и зачастую не обеспечивает достойной мотивации для профессионалов.
Что это значит для родителей
Предложения Мишоновой направлены на то, чтобы у семей был выбор и уверенность, что их ребёнок получит качественное образование. Развитие коррекционных школ и поддержка института тьюторов помогут не только снять нагрузку с родителей, но и создать для детей с ОВЗ условия, в которых они смогут раскрыть свой потенциал.
Подписывайтесь на Экосевер