
Английский язык урезали: чем это обернётся для школьников и их будущего
Сколько часов в неделю нужно, чтобы школьник действительно выучил английский язык? Вопрос стал особенно актуальным после появления проекта приказа Минпросвещения, который изменит привычное расписание уже с 2026/27 учебного года.
Два изменения в школьной программе
В проекте приказа обозначены два ключевых нововведения:
-
в учебный план вводится новый предмет — "Духовно-нравственная культура России" (ДНКР). Он будет посвящён общечеловеческим ценностям и займёт 17 часов в 5-м классе и по 34 часа в 6-7-х;
-
сокращается время на предмет "Иностранный язык" в 5-7-х классах — с трёх часов в неделю до двух.
Ведомство поясняет: корректировка расписания нужна для "оптимизации нагрузки и рационального распределения учебного времени". При этом иностранные языки, в первую очередь английский, останутся обязательной частью программы.
Аргументы сторонников изменений
Среди педагогов есть те, кто воспринимает сокращение не как угрозу, а как шанс разгрузить детей.
"Как учитель начальных классов я очень переживаю по поводу своих выпускников — нынешних пятиклассников: как они справятся с новой нагрузкой, насколько быстро адаптируются. Это очень напряжённый период. К тому же я считаю, что предлагаемые изменения не только приведут к оптимизации учебной нагрузки, но и помогут выстроить рациональный баланс между предметами. Появится возможность увеличить часы по другим дисциплинам. При этом школьники смогут выбирать дополнительные курсы или углублённое изучение иностранного языка на добровольной основе, учитывая интересы ребёнка и особенности семейного воспитания", — говорит Светлана Редченко, учитель начальных классов средней школы № 2 посёлка Чернянка Белгородской области, заслуженный учитель РФ.
Этой позиции придерживается и Павел Красновид, учитель географии гимназии имени Подольских курсантов (Московская область).
"Предложение Минпросвещения устанавливает два часа на изучение иностранных языков, что соответствует направлению работы в рамках оптимизации нагрузки на школьников. Происходит выравнивание и рациональное распределение урочного времени по предметам. Сделано это прежде всего для того, чтобы все предметы были равнозначны", — пояснил педагог, призёр конкурса "Учитель года России — 2019".
Опасения учителей английского
Но не все разделяют оптимизм коллег. Многие филологи считают: сокращение часов приведёт к тому, что иностранный язык останется для большинства учеников лишь поверхностным знакомством.
"Ученики не смогут выполнить те задачи, которые ставятся при сдаче ОГЭ по английскому языку, если в средней школе на изучение английского языка будет отводиться два часа в неделю. Тогда надо менять программу и ставить менее сложные задания на экзаменах. Конечно, есть дети, которые могут заниматься самостоятельно и даже без репетитора осваивать язык на достаточно высоком уровне. В моей двадцатилетней практике я наблюдала такие случаи. Но если исходить из того, что в школе мы должны всему научить детей без большого объёма домашних заданий, то я пока не представляю, как с этим справиться за два часа в неделю", — убеждена учитель английского языка московской школы № 1547 Галина Трубникова.
Контекст: почему английский важен
Сегодня английский язык остаётся самым востребованным иностранным в российской системе образования: по данным Минпросвещения, его изучают более 97% школьников. Начинается обучение со второго класса, и именно первые годы закладывают базовую лексику и навыки общения. С 5-го по 11-й класс школьники традиционно получают по три часа английского в неделю.
Если изменения вступят в силу, до конца 7-го класса дети будут ограничены двумя часами, а привычные три вернутся только с 8-го класса. Эксперты предупреждают: за этот промежуток сформировать прочную базу будет сложнее.
При этом международная практика показывает: для достижения среднего уровня владения иностранным языком требуется около 600-700 учебных часов. В условиях российской школы с сокращённой программой достичь этих цифр будет непросто, особенно без дополнительных занятий и поддержки семьи.
Баланс или потеря качества?
В итоге спор о двух часах превращается в спор о приоритетах: что важнее — снизить нагрузку и расширить палитру предметов или обеспечить полноценное освоение ключевого навыка, без которого современному выпускнику трудно представить успешное будущее? Ответ на этот вопрос предстоит дать уже через несколько лет, когда новые программы покажут первые результаты.
Подписывайтесь на Экосевер