
Сбойная экономика: заводские аварии и рекордные котировки ведут Россию в топливный шторм
Ещё недавно казалось, что запрет на экспорт топлива способен охладить рынок и остановить рост цен. Однако август показал обратное: котировки бензина на бирже обновляют исторические максимумы, а аварии на НПЗ и высокий сезонный спрос только усугубили ситуацию.
Рекорды августа
Рост цен начался ещё летом, но настоящим рывком стало начало августа. На Санкт-Петербургской бирже котировки АИ-95 и АИ-92 переписали максимумы, державшиеся с осени 2023 года.
21 августа АИ-92 достиг отметки 72,663 тыс. рублей за тонну, а АИ-95 составил 81,342 тыс. рублей. Цены обновляли рекорды несколько дней подряд.
Чтобы сдержать рост, 28 июля правительство продлило запрет на экспорт бензина, распространив его и на крупных производителей. Но в отличие от прошлого года, когда эмбарго вызвало обвал рынка, на этот раз эффект оказался краткосрочным. За первую неделю августа котировки слегка снизились, а затем снова пошли вверх.
Почему эмбарго не сработало
В 2023 году запрет на экспорт оказался шоковой мерой: рынок буквально рухнул, и лишь позже цены вернулись к прежнему уровню.
В середине августа власти поддержали идею продлить запрет и на сентябрь, а для части рынка — и до октября. Параллельно Минэнерго и нефтекомпаниям поручено контролировать баланс, добиваясь достаточных поставок топлива, в том числе через увеличение производства.
Заводские сбои
Главной проблемой стали внеплановые остановки нефтеперерабатывающих заводов. Создать запас под такие ситуации невозможно, а падение производства стало ощутимым.
По оценкам экспертов, в августе выпуск бензина снизился почти на 10%. Если в январе ежедневно производилось 123,6 тыс. тонн, то в первой половине августа — лишь 102,2 тыс. тонн.
"Ключевым фактором роста котировок этим летом стали именно аварии и ремонты на НПЗ", — подчеркивает Максим Дьяченко.
Кто держит рынок
По словам источников в отрасли, крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные компании продолжают выполнять обязательства по поставкам топлива, несмотря на сезонный спрос и логистические трудности. Однако нагрузка на независимые АЗС возрастает, и именно для них осень может стать испытанием.
Ситуация показывает, что даже при административных мерах рынок остаётся уязвимым: высокий спрос, заводские сбои и рост издержек способны быстро свести на нет эффект от эмбарго.
Подписывайтесь на Экосевер