
Искусство глазами мальчиков и девочек: почему один смотрит на форму, а другой слышит эмоции
Можно ли сказать, что мальчики и девочки воспринимают искусство по-разному? На первый взгляд вопрос кажется провокационным — сразу возникают опасения о навязывании стереотипов. Но если смотреть глубже, наука действительно указывает на различия в развитии мозга у детей разного пола. При этом в искусстве, как и в жизни, решающую роль играют не столько гендерные особенности, сколько характер и темперамент каждого ребёнка.
Мозг, пол и восприятие
"И мальчику, и девочке можно привить любовь и интерес к искусству, а успех этого процесса зависит гораздо больше от темперамента, чем от пола", — отмечает Кристина Альтман, галерист и основатель Арт-клуба KidsArtWeekend.
Исследования показывают, что у девочек раньше активизируется левое полушарие мозга, отвечающее за речь, а у мальчиков — правое, связанное с пространственным мышлением. В результате:
-
мальчикам важнее тактильное познание мира и динамичные объекты;
-
девочки быстрее замечают детали, различают больше оттенков и тоньше реагируют на эмоциональный подтекст.
Поэтому в музеях мальчикам интереснее экспозиции с движущимися элементами или возможностью потрогать экспонаты, а девочек увлекают сложные композиции и яркие визуальные решения.
Личный опыт и наблюдения
На занятиях Арт-клуба Альтман видит: дети разных полов реагируют на одни и те же работы по-разному. Мальчики чаще обращают внимание на форму, цвет и размеры объектов, девочки — на эмоции, которые вызывает произведение. При этом в обсуждениях и те, и другие участвуют одинаково активно.
"Очень важно учитывать особенности восприятия, но не зацикливаться на них. Существует много мифов: что девочки усидчивые, а мальчики не любят искусство. Но на практике всё зависит от ребёнка", — говорит галерист.
Искусство через личный интерес
Альтман признаётся: чтобы увлечь её собственных детей, пришлось искать разные подходы.
-
Старшую дочь просто водили в музеи с рождения — её созерцательный характер сделал всё остальное.
-
Младшая дочь вовлеклась с помощью системы поощрений.
-
Сын заинтересовался, когда узнал стоимость картины Пикассо — рациональный подход оказался для него ключом.
Эти наблюдения она применяет и в клубе. Кому-то нравится Мунк, а кого-то его работы пугают. Один ребёнок обожает рисовать, другой — нет. Кому-то необходима похвала, кому-то нужна строгость, а кому-то даже отдельная экскурсия, чтобы почувствовать себя уверенно в музейной среде.
Игровой формат и свобода общения
Дети любят искать ответы и решать задачи, поэтому эффективными оказываются квесты, викторины, задания на внимание. Нередко Кристина просит своих детей провести экскурсию для неё самой. Этот приём срабатывает — на выставке Тима Бёртона семья провела несколько часов, пока дети с азартом рассказывали о каждом объекте.
На занятиях Арт-клуба дети сидят на полу, свободно общаются, задают вопросы и делятся знаниями. Такая атмосфера снимает напряжение, делает посещение музея увлекательным, а главное — помогает каждому ребёнку почувствовать ценность собственного взгляда на искусство.
Главное правило
Пробудить любовь к прекрасному невозможно, если не учитывать внутренний мир ребёнка. Универсального метода нет, но работает сочетание: внимание к интересам ребёнка, игровые методики и создание безопасной, вдохновляющей атмосферы. Тогда искусство становится не скучной обязанностью, а источником радости — и для мальчиков, и для девочек.
Подписывайтесь на Экосевер