
Россияне массово пересели на маркетплейсы: кто тратит больше всех и почему это не молодёжь
Почти каждый житель России сегодня хотя бы раз покупал товары на маркетплейсах. По данным свежего исследования "МТС AdTech" и "МТС Банка", лишь около 10% россиян полностью обходят стороной онлайн-площадки. А вот 90% уже активно используют их в быту — и чаще всего это молодые люди.
Кто и сколько покупает
Аналитики разделили участников опроса по поколениям:
-
Поколение альфа (рождённые с начала-середины 2010-х) — 70% всех своих покупок делают именно на маркетплейсах.
-
Поколение Z (1996-2010 годы) — каждая вторая онлайн-покупка приходится на маркетплейс.
-
Миллениалы (1981-1995 годы) — около трети покупок.
-
Бэби-бумеры (1946-1964 годы) — примерно 10%.
-
Поколение X (1965-1980 годы) — менее 7%.
"Почти 90% россиян делают покупки на маркетплейсах", — говорится в исследовании, проведённом в июне-июле 2025 года на основе опроса 2500 россиян старше 18 лет и данных транзакций по картам "МТС Банка" за 2024-2025 годы.
Средний чек и траты
Интересно, что больше всех за один заказ тратят как раз представители старших поколений. Средний чек у поколения X и бумеров — около 1780 рублей. У миллениалов эта сумма ниже — 1450 рублей, а у зумеров и альфа — примерно 1170 рублей.
В целом за год общее количество транзакций на маркетплейсах выросло на 24%, однако средний чек снизился на 5% и составил 2040 рублей.
Как выбирают товары
В предпочтениях тоже есть разница:
-
Молодые (альфа и Z) чаще ориентируются на популярность товара: 42% и 39% соответственно.
-
Постарше (миллениалы, X и бумеры) обычно выбирают по цене — от дешёвого к дорогому (36%, 38% и 39% соответственно).
Гендерные различия
За последний год мужчины стали покупать на маркетплейсах чаще — их доля выросла с 37% до 42%. При этом они тратят за раз на 19% больше, чем женщины.
"Самым "женским” маркетплейсом… является Wildberries — здесь 77% покупок делают женщины, а самым "мужским” — "Яндекс Маркет” с долей мужских транзакций 61%", — уточняют авторы исследования.
Почему это важно
Рост популярности маркетплейсов в России подтверждается и другими исследованиями: по данным аналитических сервисов, число пользователей онлайн-торговых платформ за последние пять лет выросло более чем в два раза. Причины — удобная доставка, доступ к товарам из разных регионов и быстрая адаптация магазинов к запросам покупателей.
Подписывайтесь на Экосевер