
Вези или плати — РЖД готовят новую реальность для бизнеса
Соглашение, где грузоотправитель обязан оплатить перевозку даже в случае неполной отгрузки, может стать нормой для всей железнодорожной отрасли. Власти возвращаются к обсуждению законодательного закрепления принципа "вези или плати" — схемы, которая уже применяется в отдельных сегментах, но теперь может получить масштабное внедрение.
Новый формат перевозок
14 августа в Минтрансе запланировано совещание, на котором чиновники обсудят целесообразность внесения изменений в федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта". Речь идёт о введении долгосрочных договоров take-or-pay между РЖД и грузоотправителями.
Согласно проекту, договоры будут заключаться минимум на год. В них пропишут фиксированный объём грузов, который отправитель обязуется предоставить для перевозки и оплатить, даже если реальный объём окажется меньше. Исключение составят случаи вины перевозчика или форс-мажора.
На перегруженных участках железных дорог правительство сможет устанавливать, для каких типов грузов схема будет обязательной.
Ответственность обеих сторон
В проекте предусмотрена и ответственность перевозчика: если он не примет согласованный объём, ему придётся выплатить неустойку в размере полной стоимости перевозки этой партии. Таким образом, стороны получат симметричные обязательства — "вези или плати" будет работать в обе стороны.
Зачем это нужно
В пояснительной записке к инициативе говорится, что механизм улучшит:
-
планирование производственных процессов;
-
рациональность загрузки инфраструктуры;
-
стабильность вывоза продукции в согласованных объёмах.
Особенно важно это для участков с ограниченной пропускной способностью, где каждый вагон должен использоваться максимально эффективно. Также схема поможет в выполнении международных обязательств России по перевозкам.
Контекст и сроки
11 августа премьер-министр Михаил Мишустин утвердил план реализации Стратегии пространственного развития до 2030 года. Среди задач документа — внедрение принципа "вези или плати" в железнодорожных перевозках. Первый этап реализации намечен на сентябрь 2025 года.
К этому сроку Минтранс, Минэкономразвития, ФАС, РЖД и другие федеральные структуры должны представить в правительство доклад о готовности к запуску механизма.
Подписывайтесь на Экосевер