Аэроэксперсс
Аэроэксперсс
Карина Панкращенко Опубликована 13.08.2025 в 7:31

Вези или плати — РЖД готовят новую реальность для бизнеса

Власти хотят ввести принцип вези или плати на РЖД

Соглашение, где грузоотправитель обязан оплатить перевозку даже в случае неполной отгрузки, может стать нормой для всей железнодорожной отрасли. Власти возвращаются к обсуждению законодательного закрепления принципа "вези или плати" — схемы, которая уже применяется в отдельных сегментах, но теперь может получить масштабное внедрение.

Новый формат перевозок

14 августа в Минтрансе запланировано совещание, на котором чиновники обсудят целесообразность внесения изменений в федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта". Речь идёт о введении долгосрочных договоров take-or-pay между РЖД и грузоотправителями.

Согласно проекту, договоры будут заключаться минимум на год. В них пропишут фиксированный объём грузов, который отправитель обязуется предоставить для перевозки и оплатить, даже если реальный объём окажется меньше. Исключение составят случаи вины перевозчика или форс-мажора.

На перегруженных участках железных дорог правительство сможет устанавливать, для каких типов грузов схема будет обязательной.

Ответственность обеих сторон

В проекте предусмотрена и ответственность перевозчика: если он не примет согласованный объём, ему придётся выплатить неустойку в размере полной стоимости перевозки этой партии. Таким образом, стороны получат симметричные обязательства — "вези или плати" будет работать в обе стороны.

Зачем это нужно

В пояснительной записке к инициативе говорится, что механизм улучшит:

  • планирование производственных процессов;

  • рациональность загрузки инфраструктуры;

  • стабильность вывоза продукции в согласованных объёмах.

Особенно важно это для участков с ограниченной пропускной способностью, где каждый вагон должен использоваться максимально эффективно. Также схема поможет в выполнении международных обязательств России по перевозкам.

Контекст и сроки

11 августа премьер-министр Михаил Мишустин утвердил план реализации Стратегии пространственного развития до 2030 года. Среди задач документа — внедрение принципа "вези или плати" в железнодорожных перевозках. Первый этап реализации намечен на сентябрь 2025 года.

К этому сроку Минтранс, Минэкономразвития, ФАС, РЖД и другие федеральные структуры должны представить в правительство доклад о готовности к запуску механизма.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Планирование бюджета помогает сократить новогодние траты – финансовые эксперты сегодня в 16:17
Семь лайфхаков, которые помогли мне не разориться перед Новым годом

Новогодние траты легко выходят из-под контроля. Семь простых лайфхаков помогут сократить расходы и сохранить праздничное настроение без удара по бюджету.

Читать полностью »
Открытие депозита перед Новым годом защищает сбережения сегодня в 8:15
До Нового года оставались дни – решил срочно навести порядок в деньгах

Перед Новым годом можно успеть навести порядок в деньгах: защитить накопления, сократить долги и наметить финансовые цели на следующий год.

Читать полностью »
Блокировка карт возможна при сомнительном происхождении средств сегодня в 0:13
Перевод внезапно заблокировали – я не сразу понял, что пошло не так

Перевод могут остановить из-за подозрений в отмывании денег или мошенничестве. Объясняем, почему банки вводят блокировки и как их снять без потерь.

Читать полностью »
Мошенники имитируют магазины и маркетплейсы перед праздниками – Банк России вчера в 19:10
Перед Новым годом чуть не попалась на уловку мошенников – спасла информация из статьи

Новогодняя суета делает людей уязвимыми для обмана. Разбираем самые распространённые праздничные схемы мошенников и способы защитить деньги.

Читать полностью »
Анна Хуруджи объяснила, почему импульсивные траты опасны — Pravda.Ru вчера в 15:45
Зарплата была вчера, а денег уже нет? Вот как сохранить деньги до конца месяца — спасёт одно действие

Импульсивные траты после зарплаты создают иллюзию свободы, но лишают стабильности. Как простое планирование помогает избежать стресса и долгов?

Читать полностью »
Сергей Кикевич рассказал, почему нельзя инвестировать без цели вчера в 15:05
Зачем копить, если не знаешь, на что потратишь? Эксперт объяснил, почему разочаровывают успешные инвестиции ведут к разочарованию

Без чёткой цели даже успешные инвестиции могут обернуться разочарованием. Почему сначала нужно определить, зачем копить, и только потом — как? Рассказывает эксперт.

Читать полностью »
Отказ от импульсивных покупок снижает лишние траты на Новый год вчера в 11:08
В новом году решил навести порядок в деньгах – начал с этих привычек

Новый год – удобный момент пересмотреть отношение к деньгам. Рассказываем о финансовых привычках, которые помогут навести порядок в бюджете и снизить риски.

Читать полностью »
Саботаж сотрудников снижает результат команды и срывает дедлайны – HR-специалисты вчера в 8:45
Задачи срываются снова и снова: как распознать саботаж сотрудников в команде

Саботаж задач разрушает процессы и демотивирует команду. Разбираем причины, признаки и шаги, которые помогут руководителю действовать правильно.

Читать полностью »