
Лётчик, переживший полярные перелёты, погиб у дровяного сарая: кому мешал легендарный Чкалов
15 декабря 1938 года в Москве трагически погиб один из самых знаменитых лётчиков СССР — Валерий Чкалов. Испытывая новый истребитель И-180, он потерпел катастрофу всего через несколько минут после взлёта. Казалось бы, риск был частью профессии, но обстоятельства его смерти породили слухи о злой воле и политических интригах.
Герой неба
К тому времени Чкалов был не просто выдающимся пилотом, а национальным символом. Он прославился сверхдальними перелётами: от Москвы до Камчатки и из СССР в Канаду через Северный полюс. Его имя олицетворяло смелость, мастерство и технический прогресс советской авиации.
Испытание на морозе
Декабрь 1938-го оказался особенно суровым — морозы достигали -25 °C. Испытывать самолёт 30-х годов в таких условиях было опасно, но работа шла в спешке: к концу года нужно было завершить первый полёт И-180, разработанного в КБ Поликарпова.
Конструктор настаивал на доработках, предупреждал о дефектах, но его мнение проигнорировали, а позже и вовсе отстранили. Машина с множеством недочётов была вывезена на Центральный аэродром.
Последний вылет
Пробные вылеты несколько раз откладывались из-за технических проблем. Лишь 15 декабря в 12:58 Чкалов поднял И-180 в воздух. Он совершил круг над аэродромом, но затем самолёт резко завалился влево и врезался в дровяной сарай на Хорошёвском шоссе. Удар был такой силы, что пилот вместе с сиденьем и панелью управления вылетел вперёд на 15 метров.
Его доставили в больницу, но спустя несколько минут он скончался.
Официальные версии и сомнения
Следствие привело к аресту около 60 человек, причастных к подготовке полёта. Через два дня комиссия назвала причинами катастрофы неисправность двигателя и мороз. Однако нарком обороны Климент Ворошилов поставил эти выводы под сомнение.
Появилась версия, что Чкалов нарушил инструкцию, решив пойти на второй круг, что и привело к аварии. Но одновременно начали распространяться слухи о преднамеренном саботаже.
Опасные знаки перед трагедией
Незадолго до гибели на Чкалова уже покушались. Однажды он чудом избежал аварии из-за невыпущенного шасси — в механизм была вставлена отвёртка. Всё это укрепляло подозрения, что катастрофа могла быть подстроена.
Политические и личные мотивы
Родные пилота подозревали самого Сталина. Ходили слухи, что между ними возник конфликт: Чкалов якобы отказался занять пост наркома внутренних дел, опасаясь участи своих предшественников, часто становившихся жертвами репрессий.
Существовала и более пикантная версия: и Сталин, и Чкалов были увлечены Евгенией Хаютиной — женой наркома НКВД Николая Ежова. Светская львица и покровительница писателей, она якобы предпочла легендарного пилота вождю, что могло вызвать смертельную ревность.
Подписывайтесь на Экосевер