История Крымского моста: почему одному успеху предшествовало столетие попыток
Мы привыкли воспринимать Крымский мост как современное инженерное чудо, но путь к нему был долгим и полным неудач. Идея соединить берега Керченского пролива возникла задолго до XXI века — и за неё брались самые разные исторические фигуры.
Первые замыслы
В начале XX века британское правительство вынашивало амбициозный план: проложить железную дорогу от Англии до Индии через Крым, включая мост через Керченский пролив. Но проект застопорился на стадии планирования — помешали финансовые трудности.
В 1903 году идеей заинтересовался Николай II. К делу подключили лучших инженеров России, однако начавшаяся Первая мировая война поставила на проекте крест.
Мост Гитлера
Вернуться к плану решил Адольф Гитлер. В 1943 году, когда исход войны уже становился очевиден, в Берлине решили начать строительство переправы. Иосиф Сталин, которого тоже посещала мысль о подобном сооружении, приказал не мешать — ведь в скором времени Крым и большая часть Европы должны были перейти к СССР.
Однако при отступлении немцы взорвали мост, оставив после себя лишь опоры, строительные материалы и технику.
Советская версия
На базе уцелевших конструкций 25 января 1944 года было принято решение построить советский мост. Работы разделили на две очереди:
1. Первая — возведение самого моста и запуск поездов.
2. Вторая — укрепление опор и установка ледорезов для защиты от зимнего ледохода.
Первую очередь выполнили блестяще — поезда пошли. Но фронт быстро сместился, мост оказался в тылу, и внимание руководства к стройке ослабло, как и снабжение.
Конец моста 1944 года
Зима пришла внезапно. 18 февраля 1945 года начался ледоход, и льдины разрушили все незащищённые опоры. Мост, проработавший чуть больше трёх месяцев, прекратил существование. Строить новый тогда не стали.
Современное воплощение мечты
После присоединения Крыма проект возродили, и нынешний президент России Владимир Путин смог сделать то, что не удалось ни Гитлеру, ни Сталину — возвести действующий Крымский мост, который выдерживает как льдины, так и потоки машин.
Подписывайтесь на Экосевер