
КамАЗ сбавляет обороты: рынок грузовиков обрушился
Четырёхдневная рабочая неделя, остановка конвейеров, корпоративные отпуска дольше обычного — крупнейшие российские автозаводы синхронно сбавляют обороты. Всё это — не совпадение и не сезонная корректировка, а реакция на серьёзный спад продаж. Причём конкуренция с Китаем здесь играет не последнюю роль. О том, почему автопром в России "притормозил", — в подробном материале.
КамАЗ: доля на рынке растёт, но доходы падают
25 июля КамАЗ первым из крупных игроков объявил о переходе части своих подразделений на четырёхдневную рабочую неделю.
Причины называют открыто: падение рынка грузовой техники почти на 60% в первом полугодии и жёсткая денежно-кредитная политика Центробанка. При этом сам КамАЗ за тот же период потерял в продажах около 30%, но при этом увеличил долю на рынке до 40%, не считая гособоронзаказа.
Ещё в 2023 году предприятие рапортовало о рекордных показателях, но уже к середине 2024-го чистая прибыль упала в 3,7 раза — до 3,7 миллиарда рублей. В 2025 году ситуация не улучшилась: по итогам полугодия КамАЗ оказался лишь в топ-5 российских продавцов грузовиков, уступив лидерство китайскому бренду Sitrak.
ГАЗ, ЛиАЗ и другие: снижение спроса — общий диагноз
Следом за КамАЗом об изменении графика сообщили и на Горьковском автозаводе (ГАЗ). Здесь также ввели четырёхдневную неделю, сославшись на падение рынка коммерческого транспорта. При этом работники с конца июля по 3 августа находились в двухнедельном корпоративном отпуске, после чего предприятие перейдёт к помесячному пересмотру режима работы, в зависимости от ситуации на рынке.
На Ликинском автобусном заводе (ЛиАЗ) решение об укороченной рабочей неделе приняли ещё в июле — из-за резкого снижения объёмов спроса. График будет меняться ежемесячно, исходя из количества заказов. Несмотря на новости о возможном снижении выплат, на заводе подчёркивают: социальный пакет сохраняется, включая дотации на питание, льготные путёвки и другие привилегии.
Заводы в отпуске: пауза или симптом?
Не остался в стороне и завод "Санкт-Петербург", на котором до ухода Nissan собирали автомобили. С 28 июля там остановлена сборка моделей Xcite — официально из-за летнего корпоративного отпуска, продлённого до 17 августа. Это на неделю дольше, чем годом ранее.
Похожая ситуация и на Павловском автобусном заводе, где в "Ленте.ру" рассказали, что летняя пауза используется для подготовки к производству новой модели автобуса Ситимакс 8.
Формально — отпуска, фактически — вынужденные перерывы на фоне снижения спроса и отсутствия полной загрузки.
При чём здесь Китай?
Присутствие китайских брендов на российском рынке усиливается стремительно. Если раньше КамАЗ и ГАЗ были вне конкуренции, то теперь даже в сегменте грузовиков и автобусов всё активнее присутствуют китайские марки с более дешёвой и быстрой в доставке техникой. Это создаёт дополнительное давление на внутреннее производство, особенно при дефиците бюджетных закупок и высокой ключевой ставке.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2024 году доля китайских брендов на российском рынке автомобилей превысила 50%. В сегменте грузового транспорта они занимают 4 из 5 лидирующих позиций.
Подписывайтесь на Экосевер