камаз
камаз
Юрий Манаков Опубликована вчера в 12:48

КамАЗ сбавляет обороты: рынок грузовиков обрушился

Российские автозаводы перешли на четырёхдневную неделю

Четырёхдневная рабочая неделя, остановка конвейеров, корпоративные отпуска дольше обычного — крупнейшие российские автозаводы синхронно сбавляют обороты. Всё это — не совпадение и не сезонная корректировка, а реакция на серьёзный спад продаж. Причём конкуренция с Китаем здесь играет не последнюю роль. О том, почему автопром в России "притормозил", — в подробном материале.

КамАЗ: доля на рынке растёт, но доходы падают

25 июля КамАЗ первым из крупных игроков объявил о переходе части своих подразделений на четырёхдневную рабочую неделю.

Причины называют открыто: падение рынка грузовой техники почти на 60% в первом полугодии и жёсткая денежно-кредитная политика Центробанка. При этом сам КамАЗ за тот же период потерял в продажах около 30%, но при этом увеличил долю на рынке до 40%, не считая гособоронзаказа.

Ещё в 2023 году предприятие рапортовало о рекордных показателях, но уже к середине 2024-го чистая прибыль упала в 3,7 раза — до 3,7 миллиарда рублей. В 2025 году ситуация не улучшилась: по итогам полугодия КамАЗ оказался лишь в топ-5 российских продавцов грузовиков, уступив лидерство китайскому бренду Sitrak.

ГАЗ, ЛиАЗ и другие: снижение спроса — общий диагноз

Следом за КамАЗом об изменении графика сообщили и на Горьковском автозаводе (ГАЗ). Здесь также ввели четырёхдневную неделю, сославшись на падение рынка коммерческого транспорта. При этом работники с конца июля по 3 августа находились в двухнедельном корпоративном отпуске, после чего предприятие перейдёт к помесячному пересмотру режима работы, в зависимости от ситуации на рынке.

На Ликинском автобусном заводе (ЛиАЗ) решение об укороченной рабочей неделе приняли ещё в июле — из-за резкого снижения объёмов спроса. График будет меняться ежемесячно, исходя из количества заказов. Несмотря на новости о возможном снижении выплат, на заводе подчёркивают: социальный пакет сохраняется, включая дотации на питание, льготные путёвки и другие привилегии.

Заводы в отпуске: пауза или симптом?

Не остался в стороне и завод "Санкт-Петербург", на котором до ухода Nissan собирали автомобили. С 28 июля там остановлена сборка моделей Xcite — официально из-за летнего корпоративного отпуска, продлённого до 17 августа. Это на неделю дольше, чем годом ранее.

Похожая ситуация и на Павловском автобусном заводе, где в "Ленте.ру" рассказали, что летняя пауза используется для подготовки к производству новой модели автобуса Ситимакс 8.

Формально — отпуска, фактически — вынужденные перерывы на фоне снижения спроса и отсутствия полной загрузки.

При чём здесь Китай?

Присутствие китайских брендов на российском рынке усиливается стремительно. Если раньше КамАЗ и ГАЗ были вне конкуренции, то теперь даже в сегменте грузовиков и автобусов всё активнее присутствуют китайские марки с более дешёвой и быстрой в доставке техникой. Это создаёт дополнительное давление на внутреннее производство, особенно при дефиците бюджетных закупок и высокой ключевой ставке.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2024 году доля китайских брендов на российском рынке автомобилей превысила 50%. В сегменте грузового транспорта они занимают 4 из 5 лидирующих позиций.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Россия и Украина: слухи о воздушном перемирии сегодня в 9:35

Воздушная тишина — ценовое падение: как слухи рушат котировки

Слухи о воздушном перемирии между Россией и Украиной вызвали падение цен на нефть Brent. Что произошло на бирже, и как рынок отреагирует дальше?

Читать полностью »
Отечественная платформа ИИ сократила затраты бизнеса на перевозки сегодня в 1:31

Российский ИИ экономит бизнесу миллионы на доставке

MasterTMS — российская платформа, заменившая западные логистические программы. Как она работает, сколько экономит и почему её внедряют крупные компании?

Читать полностью »
В первом полугодии 2025 года в России закрылось 141 тысяча юрлиц сегодня в 0:16

Бизнес не выдержал: в России закрылось на 50% больше фирм, чем открылось

За первое полугодие 2025 года число ликвидированных компаний в России превысило количество новых на 50%. Что стоит за массовым уходом бизнеса с рынка?

Читать полностью »
Шувалов: Россия может добиться мирового лидерства в беспилотной авиации вчера в 23:39

Время уходит: кто мешает России стать №1 в беспилотной авиации

Игорь Шувалов заявил, что у России есть все условия для того, чтобы стать мировым лидером в беспилотной авиации. Почему — и за счёт чего — читайте в материале.

Читать полностью »
Во Франции подорожала электроэнергия из-за жары вчера в 22:44

Французские АЭС не выдержали жары: цены на электричество взлетели

Во Франции цены на электричество достигли пика из-за жары. Почему АЭС не справляются с климатом, и как это бьёт по всей энергетике Европы?

Читать полностью »
Россия предложила поставки продовольствия и агротехнологий странам без выхода к морю вчера в 21:35

Без выхода к морю, но с выходом к еде: как Россия спасает голодающие страны

Россия готова поставлять больше продуктов и удобрений на мировой рынок. Что именно предложил Дмитрий Патрушев странам без выхода к морю — рассказываем.

Читать полностью »
Продажи грузовиков в России снизились на 61,6% вчера в 20:38

Продажи рухнули: рынок грузовиков в России схлопнулся

Продажи грузовиков в России рухнули: рынок потерял более 60% за год. Кто остался на плаву, и почему китайцы вытесняют отечественные бренды?

Читать полностью »
Срок исковой давности по кредиту составляет 3 года — объяснила юрист Оксана Васильева вчера в 19:30

Долг не исчез, просто притворился мёртвым: как работает срок исковой давности

Срок давности по кредиту — 3 года, но не всё так очевидно. Рассказываем, когда он начинается, прерывается, и можно ли рассчитывать на автоматическое списание.

Читать полностью »