камаз
камаз
Юрий Манаков Опубликована 05.08.2025 в 12:48

КамАЗ сбавляет обороты: рынок грузовиков обрушился

Российские автозаводы перешли на четырёхдневную неделю

Четырёхдневная рабочая неделя, остановка конвейеров, корпоративные отпуска дольше обычного — крупнейшие российские автозаводы синхронно сбавляют обороты. Всё это — не совпадение и не сезонная корректировка, а реакция на серьёзный спад продаж. Причём конкуренция с Китаем здесь играет не последнюю роль. О том, почему автопром в России "притормозил", — в подробном материале.

КамАЗ: доля на рынке растёт, но доходы падают

25 июля КамАЗ первым из крупных игроков объявил о переходе части своих подразделений на четырёхдневную рабочую неделю.

Причины называют открыто: падение рынка грузовой техники почти на 60% в первом полугодии и жёсткая денежно-кредитная политика Центробанка. При этом сам КамАЗ за тот же период потерял в продажах около 30%, но при этом увеличил долю на рынке до 40%, не считая гособоронзаказа.

Ещё в 2023 году предприятие рапортовало о рекордных показателях, но уже к середине 2024-го чистая прибыль упала в 3,7 раза — до 3,7 миллиарда рублей. В 2025 году ситуация не улучшилась: по итогам полугодия КамАЗ оказался лишь в топ-5 российских продавцов грузовиков, уступив лидерство китайскому бренду Sitrak.

ГАЗ, ЛиАЗ и другие: снижение спроса — общий диагноз

Следом за КамАЗом об изменении графика сообщили и на Горьковском автозаводе (ГАЗ). Здесь также ввели четырёхдневную неделю, сославшись на падение рынка коммерческого транспорта. При этом работники с конца июля по 3 августа находились в двухнедельном корпоративном отпуске, после чего предприятие перейдёт к помесячному пересмотру режима работы, в зависимости от ситуации на рынке.

На Ликинском автобусном заводе (ЛиАЗ) решение об укороченной рабочей неделе приняли ещё в июле — из-за резкого снижения объёмов спроса. График будет меняться ежемесячно, исходя из количества заказов. Несмотря на новости о возможном снижении выплат, на заводе подчёркивают: социальный пакет сохраняется, включая дотации на питание, льготные путёвки и другие привилегии.

Заводы в отпуске: пауза или симптом?

Не остался в стороне и завод "Санкт-Петербург", на котором до ухода Nissan собирали автомобили. С 28 июля там остановлена сборка моделей Xcite — официально из-за летнего корпоративного отпуска, продлённого до 17 августа. Это на неделю дольше, чем годом ранее.

Похожая ситуация и на Павловском автобусном заводе, где в "Ленте.ру" рассказали, что летняя пауза используется для подготовки к производству новой модели автобуса Ситимакс 8.

Формально — отпуска, фактически — вынужденные перерывы на фоне снижения спроса и отсутствия полной загрузки.

При чём здесь Китай?

Присутствие китайских брендов на российском рынке усиливается стремительно. Если раньше КамАЗ и ГАЗ были вне конкуренции, то теперь даже в сегменте грузовиков и автобусов всё активнее присутствуют китайские марки с более дешёвой и быстрой в доставке техникой. Это создаёт дополнительное давление на внутреннее производство, особенно при дефиците бюджетных закупок и высокой ключевой ставке.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2024 году доля китайских брендов на российском рынке автомобилей превысила 50%. В сегменте грузового транспорта они занимают 4 из 5 лидирующих позиций.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Планирование бюджета помогает сократить новогодние траты – финансовые эксперты сегодня в 16:17
Семь лайфхаков, которые помогли мне не разориться перед Новым годом

Новогодние траты легко выходят из-под контроля. Семь простых лайфхаков помогут сократить расходы и сохранить праздничное настроение без удара по бюджету.

Читать полностью »
Открытие депозита перед Новым годом защищает сбережения сегодня в 8:15
До Нового года оставались дни – решил срочно навести порядок в деньгах

Перед Новым годом можно успеть навести порядок в деньгах: защитить накопления, сократить долги и наметить финансовые цели на следующий год.

Читать полностью »
Блокировка карт возможна при сомнительном происхождении средств сегодня в 0:13
Перевод внезапно заблокировали – я не сразу понял, что пошло не так

Перевод могут остановить из-за подозрений в отмывании денег или мошенничестве. Объясняем, почему банки вводят блокировки и как их снять без потерь.

Читать полностью »
Мошенники имитируют магазины и маркетплейсы перед праздниками – Банк России вчера в 19:10
Перед Новым годом чуть не попалась на уловку мошенников – спасла информация из статьи

Новогодняя суета делает людей уязвимыми для обмана. Разбираем самые распространённые праздничные схемы мошенников и способы защитить деньги.

Читать полностью »
Анна Хуруджи объяснила, почему импульсивные траты опасны — Pravda.Ru вчера в 15:45
Зарплата была вчера, а денег уже нет? Вот как сохранить деньги до конца месяца — спасёт одно действие

Импульсивные траты после зарплаты создают иллюзию свободы, но лишают стабильности. Как простое планирование помогает избежать стресса и долгов?

Читать полностью »
Сергей Кикевич рассказал, почему нельзя инвестировать без цели вчера в 15:05
Зачем копить, если не знаешь, на что потратишь? Эксперт объяснил, почему разочаровывают успешные инвестиции ведут к разочарованию

Без чёткой цели даже успешные инвестиции могут обернуться разочарованием. Почему сначала нужно определить, зачем копить, и только потом — как? Рассказывает эксперт.

Читать полностью »
Отказ от импульсивных покупок снижает лишние траты на Новый год вчера в 11:08
В новом году решил навести порядок в деньгах – начал с этих привычек

Новый год – удобный момент пересмотреть отношение к деньгам. Рассказываем о финансовых привычках, которые помогут навести порядок в бюджете и снизить риски.

Читать полностью »
Саботаж сотрудников снижает результат команды и срывает дедлайны – HR-специалисты вчера в 8:45
Задачи срываются снова и снова: как распознать саботаж сотрудников в команде

Саботаж задач разрушает процессы и демотивирует команду. Разбираем причины, признаки и шаги, которые помогут руководителю действовать правильно.

Читать полностью »