
Новости к завтраку: ущерб из-за авиаколлапса оценили в десятки миллиардов
Пока одни в начале июля только собирали чемоданы и планировали отпуск, другие уже застряли в аэропортах, пытаясь понять, почему их рейсы отменены или отложены на неопределённый срок. Масштабный сбой в системе авиасообщения, произошедший 5-6 июля, стал настоящим ударом не только для пассажиров, но и для авиаперевозчиков. По предварительным оценкам, убытки компаний могут достичь 20 миллиардов рублей.
Главный удар пришёлся на три аэропорта: Шереметьево, Пулково и Стригино. Только в первый день отменили более 250 рейсов, ещё свыше 270 были задержаны. На следующий день ситуация оставалась критической: отменено 171 рейс в Шереметьево, 90 — в Пулково, 26 — в Нижнем Новгороде. При этом задержки более чем на два часа затронули десятки рейсов.
Почему столько денег "улетело"?
Каждый отменённый рейс — это не только раздражение пассажиров и сломанные планы. Это конкретные деньги, которые авиакомпании теряют буквально на каждом вылете. Как подсчитал основатель сервиса RunAvia Андрей Патраков, в зависимости от направления один отменённый рейс самолёта Boeing 737-800 (в двухклассной компоновке) обходится компании в 15-23 млн рублей.
В эту сумму включаются:
-
оплата аэропортовых услуг,
-
расходы на экипажи,
-
топливо,
-
недополученная выручка.
Учитывая количество отмен только за первые сутки — минимальные потери составили почти 4 миллиарда рублей, максимум — около 6 миллиардов.
Что стало причиной: "Ковер" и погодные сбои
Хотя подробный разбор инцидента ещё впереди, известно, что основной причиной стало введение плана "Ковер" - это протокол по обеспечению безопасности воздушного пространства, который используется при появлении несанкционированных летательных объектов или угроз. Обычно его задействуют по согласованию с военными и спецслужбами.
На этом фоне веерные ограничения и сбои в расписании затронули другие аэропорты, но официальные данные по ним пока не опубликованы.
Люди — спокойнее, но всё ещё без ясности
Интересно, что в отличие от аналогичных массовых сбоев в мае, сейчас жалоб от пассажиров значительно меньше. Об этом рассказал председатель Союза пассажиров Кирилл Янков:
— По ощущениям, авиакомпании всё же извлекли уроки из майских сбоев.
Жалобы, как он отметил, единичны и в основном касались рейсов между Москвой и Петербургом.
Но не все эксперты настроены оптимистично. По мнению главы Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, многие путешественники просто смирились с происходящим и предпочли не тратить силы на разбирательства, рассчитывая лишь на возврат денег.
Как быть пассажиру: права есть, но работают не всегда
Зотов подчёркивает, что в России всё ещё нет чётких регламентов, которые бы защищали интересы пассажиров в подобных ситуациях:
— Необходимо разработать инструкцию с механизмом автоматического возврата денег, включая билеты по невозвратным тарифам.
Кроме того, он напоминает, что согласно действующему ФАП-82, перевозчики обязаны обеспечить питание и отдых в случае длительной задержки. Однако на практике всё ограничивается бутербродами и чаем, а не полноценным питанием.
Подписывайтесь на Экосевер