
Где вместо оценок — аплодисменты: новая школа для детей с ОВЗ
Как превратить палату в театр, а школьный урок — в личную премьеру? Ответ на этот вопрос теперь знают педагоги и волонтёры проекта "Школа звучащих книг", который стартует в госпитальных школах по всей стране. Он создан для подростков, находящихся на длительном лечении, и предлагает совершенно новый взгляд на то, каким может быть литературное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проект запустила автономная некоммерческая организация "Платформа образовательных проектов" при поддержке Фонда президентских грантов. Его главная цель — помочь подросткам от 12 до 18 лет не просто освоить школьную программу по литературе, но и прожить её по-настоящему, — через творчество, театр и звучание.
Театр, который всегда с тобой
Всё начинается с идеи: ребёнок, оказавшийся в больнице, не теряет интерес к жизни. Даже если организм борется с болезнью, душа ищет выражения — и именно здесь на помощь приходит искусство. В рамках проекта ребята становятся полноценными участниками аудиоспектаклей: они читают, репетируют, спорят, подбирают интонации и записывают постановки на платформу teatrovox.ru.
"Это не просто учеба — это возможность почувствовать себя частью команды, выразить себя, быть услышанным", — подчёркивает руководитель проекта Алексей Павлов.
Кто помогает воплощать идею
Проект охватывает госпитальные школы в разных регионах России. Для его реализации тьюторы и педагоги прошли специальную подготовку — их научили адаптировать литературный материал под физические и эмоциональные возможности ребёнка, находящегося на лечении. Методики, которые разрабатываются в рамках "Школы звучащих книг", в дальнейшем будут распространяться и в другие образовательные учреждения, в том числе — инклюзивные.
Готовые аудиоспектакли размещаются на платформе teatrovox. ru — и доступны не только для школьников, но и для их друзей, учителей, родных. Таким образом, создаётся единое пространство взаимодействия и поддержки — важное не только для образования, но и для восстановления.
Классика — в формате прожитого
Подростки выбирают и адаптируют произведения русской и мировой литературы: читают Чехова, Пушкина, Горького, Булгакова. Это не просто пересказ — это акт интерпретации, в котором важен каждый голос, каждая пауза. Часто ребята включают в спектакли звуковое оформление, авторскую музыку, а некоторые — создают и свои пьесы.
Особенность подхода в том, что роль актёра и слушателя могут чередоваться: вчера ты записывал "Ревизора", а сегодня слушаешь "Каштанку", озвученную соседкой по палате.
Проект "Школа звучащих книг: аудиоспектакли как инструмент повышения доступности образования для детей с ОВЗ" получил высокую оценку и поддержку со стороны педагогического сообщества. В перспективе — расширение охвата и интеграция с другими образовательными платформами, а также участие школьников в создании оригинальных литературных постановок.
Подписывайтесь на Экосевер