
Как двигательная активность влияет на психику ребёнка
Что будет с ребёнком, если он сидит часами в помещении, не имея возможности выбежать на улицу, упасть, вскочить, прыгнуть, носиться кругами и валяться в песке? Учёные говорят прямо: проблемы начнутся не только с телом, но и с психикой. Самое тревожное — уже начались.
Сидячее детство
Проректор по учебной работе Пироговского университета, профессор, член-корреспондент РАН Ольга Милушкина напомнила: биологическая потребность в движении — одна из важнейших в детском возрасте. Но сегодня её игнорируют и дома, и в школах, и в детских садах. И это тревожно.
"Наше население, в первую очередь родители и педагоги, очень слабо осведомлены о возрастной психологии и физиологии. В детском возрасте есть очень сильная биологическая потребность в движении, которую мы, взрослые, категорически и резко ограничиваем", — объясняет учёный.
Статистика, от которой хочется выйти на пробежку
Впервые данные о количестве локомоций (то есть активных движений в пространстве) были собраны ещё в 1990-х. Тогда у дошкольников насчитывалось в среднем около 25 тысяч движений в день. Уже в 2015 году эта цифра сократилась вдвое — до 12 тысяч. Сегодняшние показатели, по мнению Милушкиной, могут быть ещё ниже.
Она ссылается на фундаментальную работу академика Сухарева, в которой отмечалась прямая связь между двигательным дефицитом в детстве и повышенным уровнем тревожности, раздражительности, нарушением сна и даже задержкой речевого развития.
Почему это важно
"Все те сложности, которые сегодня возникают с ментальным здоровьем у детей, могут быть следствием того, что биологическая потребность в движении не реализуется", — подчёркивает Ольга Милушкина.
По словам специалиста, ограничения на двигательную активность особенно губительны в первые годы жизни, когда формируются основные нейросети, отвечающие за координацию, мышление, речь и даже саморегуляцию.
Что делать родителям?
Учёный убеждена: задача взрослых — не организовать ребёнку полный контроль, а создать ему условия для естественного движения, в том числе вне стен. Это не обязательно спорт. Это может быть и обычная прогулка во дворе, и свободная игра на площадке, и поход с друзьями. Главное — дать возможность телу работать.
"У ребёнка должна быть возможность двигаться не только в помещении, где сейчас есть рекреации, но и на улице. Родители должны следить, чтобы ребёнок был активен. У него должен быть человек, который следит за тем, чтобы в режиме дня было время на двигательную активность", — добавляет Милушкина.
Как вернуть детям улицу
Специалисты советуют:
-
Убирать излишние запреты, если игра не опасна;
-
Самим быть примером активного образа жизни;
-
Не наказывать ребёнка движением — "прыгай сто раз" не мотивирует;
-
Устраивать прогулки в любую погоду;
-
Договариваться с друзьями и соседями — вместе играть легче;
-
Разрешать бегать, валяться, кувыркаться.
Интересный факт
По данным Всемирной организации здравоохранения, детям до 5 лет нужно не менее 3 часов физической активности в день, а детям от 5 до 17 лет — минимум 60 минут умеренной или высокой интенсивности. Однако глобально только каждый пятый ребёнок в мире соответствует этим рекомендациям.
Подписывайтесь на Экосевер