
Китайские бренды атакуют: половина рынка — без сборки, без сервиса, без гарантий
Новые машины на российских дорогах — блестящие, свежие, но непривычные: почти каждый второй автомобиль родом из Китая. Пока одни гадают, почему исчезли любимые Toyota и Kia, другие уже осваиваются с Geely, Haval и Hongqi. За четыре года китайцы уверенно захватили рынок, переиграв и отечественных производителей, и оставшихся "европейцев". Но какова настоящая цена этой экспансии?
Вопрос не только в рублях: с массовым приходом китайских брендов потребители всё чаще жалуются на слабое качество, низкую гарантию и полное отсутствие поддержки. И при этом — ни малейшего желания строить заводы в России, вкладываться в сервис или отвечать за последствия. Получается, Китай продаёт, зарабатывает, а ответственность — не его забота?
Откуда взялись все эти бренды?
До 2022 года китайские машины были редкостью, и на слуху были разве что Chery и Geely. Но с началом спецоперации и уходом западных автогигантов всё изменилось. В освободившуюся нишу ринулись десятки китайских брендов — от известных до абсолютно новых. BAIC, Tank, Jetour, Zeekr, Ora, Livan, SWM, KAIYI — и это только верхушка айсберга.
По данным "Автостата", только в 2024 году в стране появилось сразу 100 новых китайских моделей. Многие из них поставляются по "серым" схемам, без официальных представительств. Машины ввозят перекупщики и прокладки, а китайские производители делают вид, что их это не касается. Им важно одно — продажи.
К 2025 году китайцы заняли более половины рынка новых автомобилей в России. И пусть в мае их доля немного снизилась до 54%, это всё равно в разы больше, чем у отечественных марок. У Lada и "Москвича" — около 33%, а у японцев, немцев и корейцев — всего по 1-2%.
Локализация? Только не сейчас
Несмотря на гигантские объёмы продаж, китайские компании не спешат открывать в России собственные заводы. Лишь единицы, как Haval в Туле, инвестировали в полноценное производство с высоким уровнем локализации. Остальные — максимум — собирают машины отвёрточным способом на бывших заводах Volkswagen или Nissan, или вовсе ограничиваются прямым импортом.
Показателен пример бренда Tenet. Автомобили под этим именем собираются на бывшем заводе Volkswagen в Калуге, но по сути являются перелицованными Chery. Название меняется, суть — нет. И такие "прокладки" становятся всё популярнее: минимум обязательств, максимум выгоды.
Более того, китайские власти официально рекомендуют своим автоконцернам не вкладываться в строительство заводов в России, опасаясь вторичных санкций. Это значит, что и в будущем ждать массовой локализации не приходится.
Гарантий нет, а цены растут
Массовое присутствие китайских автомобилей привело к неожиданным последствиям. Например, резко вырос спрос на бензин марки Аи-92 — почти все китайские авто "переваривают" его, что вызвало рост цен на топливо на 4,5% всего за месяц.
Качество? С этим всё не так однозначно. На форумах и в соцсетях автовладельцы жалуются на ржавчину на новых машинах, поломки вариаторов, отсутствие запчастей и неработающую "гарантию". А ведь именно в этом китайцы обещали "вытеснить" западные бренды.
Особое недовольство вызывает и то, что автопроизводители из КНР плодят десятки новых брендов, не заботясь об их долгосрочной судьбе. Продаются плохо — забыли. По сути, это стратегия заработка "одним днём". Успел заработать — ушёл. Бренд, клиент и репутация — второстепенны.
Подписывайтесь на Экосевер