китайский седан Hongqi H5 2023
китайский седан Hongqi H5 2023
Карина Панкращенко Опубликована сегодня в 5:09

Китайские бренды атакуют: половина рынка — без сборки, без сервиса, без гарантий

Новые машины на российских дорогах — блестящие, свежие, но непривычные: почти каждый второй автомобиль родом из Китая. Пока одни гадают, почему исчезли любимые Toyota и Kia, другие уже осваиваются с Geely, Haval и Hongqi. За четыре года китайцы уверенно захватили рынок, переиграв и отечественных производителей, и оставшихся "европейцев". Но какова настоящая цена этой экспансии?

Вопрос не только в рублях: с массовым приходом китайских брендов потребители всё чаще жалуются на слабое качество, низкую гарантию и полное отсутствие поддержки. И при этом — ни малейшего желания строить заводы в России, вкладываться в сервис или отвечать за последствия. Получается, Китай продаёт, зарабатывает, а ответственность — не его забота?

Откуда взялись все эти бренды?

До 2022 года китайские машины были редкостью, и на слуху были разве что Chery и Geely. Но с началом спецоперации и уходом западных автогигантов всё изменилось. В освободившуюся нишу ринулись десятки китайских брендов — от известных до абсолютно новых. BAIC, Tank, Jetour, Zeekr, Ora, Livan, SWM, KAIYI — и это только верхушка айсберга.

По данным "Автостата", только в 2024 году в стране появилось сразу 100 новых китайских моделей. Многие из них поставляются по "серым" схемам, без официальных представительств. Машины ввозят перекупщики и прокладки, а китайские производители делают вид, что их это не касается. Им важно одно — продажи.

К 2025 году китайцы заняли более половины рынка новых автомобилей в России. И пусть в мае их доля немного снизилась до 54%, это всё равно в разы больше, чем у отечественных марок. У Lada и "Москвича" — около 33%, а у японцев, немцев и корейцев — всего по 1-2%.

Локализация? Только не сейчас

Несмотря на гигантские объёмы продаж, китайские компании не спешат открывать в России собственные заводы. Лишь единицы, как Haval в Туле, инвестировали в полноценное производство с высоким уровнем локализации. Остальные — максимум — собирают машины отвёрточным способом на бывших заводах Volkswagen или Nissan, или вовсе ограничиваются прямым импортом.

Показателен пример бренда Tenet. Автомобили под этим именем собираются на бывшем заводе Volkswagen в Калуге, но по сути являются перелицованными Chery. Название меняется, суть — нет. И такие "прокладки" становятся всё популярнее: минимум обязательств, максимум выгоды.

Более того, китайские власти официально рекомендуют своим автоконцернам не вкладываться в строительство заводов в России, опасаясь вторичных санкций. Это значит, что и в будущем ждать массовой локализации не приходится.

Гарантий нет, а цены растут

Массовое присутствие китайских автомобилей привело к неожиданным последствиям. Например, резко вырос спрос на бензин марки Аи-92 — почти все китайские авто "переваривают" его, что вызвало рост цен на топливо на 4,5% всего за месяц.

Качество? С этим всё не так однозначно. На форумах и в соцсетях автовладельцы жалуются на ржавчину на новых машинах, поломки вариаторов, отсутствие запчастей и неработающую "гарантию". А ведь именно в этом китайцы обещали "вытеснить" западные бренды.

Особое недовольство вызывает и то, что автопроизводители из КНР плодят десятки новых брендов, не заботясь об их долгосрочной судьбе. Продаются плохо — забыли. По сути, это стратегия заработка "одним днём". Успел заработать — ушёл. Бренд, клиент и репутация — второстепенны.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Урожай с избытком: Россия вышла на новый уровень продовольственной независимости сегодня в 14:25

Россия не только сама себя кормит, но и делает задел на будущее. Как стране удаётся сохранять продовольственный суверенитет — и при чём тут семена?

Читать полностью »
Свекла, огурцы и капуста заметно подешевели в июле — Росстат назвал причины сегодня в 13:07

Свекла рухнула в цене, а инфляция встала на паузу: редкий момент экономической передышки

Свекла и огурцы подешевели, а инфляция почти не изменилась. Что происходит с ценами, и чего ждать осенью — разбор последних данных от Росстата.

Читать полностью »
Сапсаны пересаживают: три новых города могут получить скоростные поезда сегодня в 12:41

Скоростные поезда "Сапсан" могут покинуть привычный маршрут в Санкт-Петербург. Куда их отправят — и что это даст регионам?

Читать полностью »
Экономисты предупредили о возможном дефиците яиц осенью из-за массового выбоя несушек сегодня в 11:21

Яйцо дешевле зерна, куры бегают по улицам: птицефабрики оказались на грани

Закупочные цены на яйца обрушились, и птицефабрики начали уничтожать кур — иначе не выжить. Почему куры разбежались по деревням, и что ждёт рынок осенью?

Читать полностью »
Отечественная техника ворвалась в топы — маркетплейсы резко сменили лидеров сегодня в 10:54

Отечественные бренды уверенно вытесняют иностранных конкурентов на маркетплейсах. Что стоит за этим успехом — и продержатся ли они в топе?

Читать полностью »
Правоохранители 4 года игнорировали захват стратегического завода в Липецкой области сегодня в 9:15

Завод уехал в чужие руки, а документы остались липовыми: схема, которую надо знать каждому

Крупнейший завод Липецка продали за 36 тысяч рублей по поддельным бумагам. Кто помог рейдерам уйти от ответственности — и почему молчали силовики?

Читать полностью »
Монета из кассы стоила 250 миллионов — редкий случай на заправке в США сегодня в 8:20

Американец случайно нашёл среди сдачи редкую монету и разбогател на сотни миллионов. Как простая полтинник стала дороже целого бизнеса — в нашей истории.

Читать полностью »
Цены рухнули — куры погибли: что происходит на птицефабриках по всей стране сегодня в 7:59

Цены на яйца обрушились, но с ними — и судьбы птиц. Фермы массово избавляются от несушек, иногда жестоко. Что будет с рынком и кто пострадает следующим?

Читать полностью »