китайский седан Hongqi H5 2023
китайский седан Hongqi H5 2023
Карина Панкращенко Опубликована 17.07.2025 в 5:09

Китайские бренды атакуют: половина рынка — без сборки, без сервиса, без гарантий

Новые машины на российских дорогах — блестящие, свежие, но непривычные: почти каждый второй автомобиль родом из Китая. Пока одни гадают, почему исчезли любимые Toyota и Kia, другие уже осваиваются с Geely, Haval и Hongqi. За четыре года китайцы уверенно захватили рынок, переиграв и отечественных производителей, и оставшихся "европейцев". Но какова настоящая цена этой экспансии?

Вопрос не только в рублях: с массовым приходом китайских брендов потребители всё чаще жалуются на слабое качество, низкую гарантию и полное отсутствие поддержки. И при этом — ни малейшего желания строить заводы в России, вкладываться в сервис или отвечать за последствия. Получается, Китай продаёт, зарабатывает, а ответственность — не его забота?

Откуда взялись все эти бренды?

До 2022 года китайские машины были редкостью, и на слуху были разве что Chery и Geely. Но с началом спецоперации и уходом западных автогигантов всё изменилось. В освободившуюся нишу ринулись десятки китайских брендов — от известных до абсолютно новых. BAIC, Tank, Jetour, Zeekr, Ora, Livan, SWM, KAIYI — и это только верхушка айсберга.

По данным "Автостата", только в 2024 году в стране появилось сразу 100 новых китайских моделей. Многие из них поставляются по "серым" схемам, без официальных представительств. Машины ввозят перекупщики и прокладки, а китайские производители делают вид, что их это не касается. Им важно одно — продажи.

К 2025 году китайцы заняли более половины рынка новых автомобилей в России. И пусть в мае их доля немного снизилась до 54%, это всё равно в разы больше, чем у отечественных марок. У Lada и "Москвича" — около 33%, а у японцев, немцев и корейцев — всего по 1-2%.

Локализация? Только не сейчас

Несмотря на гигантские объёмы продаж, китайские компании не спешат открывать в России собственные заводы. Лишь единицы, как Haval в Туле, инвестировали в полноценное производство с высоким уровнем локализации. Остальные — максимум — собирают машины отвёрточным способом на бывших заводах Volkswagen или Nissan, или вовсе ограничиваются прямым импортом.

Показателен пример бренда Tenet. Автомобили под этим именем собираются на бывшем заводе Volkswagen в Калуге, но по сути являются перелицованными Chery. Название меняется, суть — нет. И такие "прокладки" становятся всё популярнее: минимум обязательств, максимум выгоды.

Более того, китайские власти официально рекомендуют своим автоконцернам не вкладываться в строительство заводов в России, опасаясь вторичных санкций. Это значит, что и в будущем ждать массовой локализации не приходится.

Гарантий нет, а цены растут

Массовое присутствие китайских автомобилей привело к неожиданным последствиям. Например, резко вырос спрос на бензин марки Аи-92 — почти все китайские авто "переваривают" его, что вызвало рост цен на топливо на 4,5% всего за месяц.

Качество? С этим всё не так однозначно. На форумах и в соцсетях автовладельцы жалуются на ржавчину на новых машинах, поломки вариаторов, отсутствие запчастей и неработающую "гарантию". А ведь именно в этом китайцы обещали "вытеснить" западные бренды.

Особое недовольство вызывает и то, что автопроизводители из КНР плодят десятки новых брендов, не заботясь об их долгосрочной судьбе. Продаются плохо — забыли. По сути, это стратегия заработка "одним днём". Успел заработать — ушёл. Бренд, клиент и репутация — второстепенны.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Вас заселили в ужасный номер? Есть способ поменять его бесплатно — главное знать порядок действий сегодня в 13:25

Что делать, если отель за границей не оправдал ожиданий? Турэксперт рассказала, как добиться замены номера без доплат и сохранить нервы.

Читать полностью »
Родитель вместо офиса: в России предложили платить за воспитание детей сегодня в 11:56

В Госдуме предложили платить зарплату родителям, которые временно оставляют работу ради воспитания детей. Почему идея вызвала интерес — и может ли она стать реальностью?

Читать полностью »
Миллион за месяц: кто сегодня зарабатывает больше топ-менеджеров в Москве сегодня в 9:47

В Москве появились вакансии, за которые готовы платить свыше миллиона рублей в месяц. Кто получает такие суммы и как попасть в этот список — рассказываем подробно.

Читать полностью »
Европу снова тянет на сладкое: российский шоколад возвращается на прилавки ЕС сегодня в 7:42

ЕС нарастил закупки российских сладостей, несмотря на санкции и изменения логистики. Почему европейцы продолжают покупать шоколад и что это значит для российских производителей?

Читать полностью »
Квартира мечты может обернуться кошмаром: 5 признаков, что вас хотят обмануть сегодня в 5:30

Мошенники придумывают всё новые схемы обмана при аренде жилья. Разбираем, как распознать аферу до перевода денег и не потерять квартиру или залог.

Читать полностью »
Без банка и пышных банкетов: новый свадебный тренд захватывает Россию сегодня в 3:27

Всё больше россиян отказываются от пышных свадеб и кредитов, выбирая скромные, но тёплые церемонии. Почему этот тренд усиливается — в материале.

Читать полностью »
Европу потянуло на сладкое: ЕС увеличил закупки российских конфет вчера в 23:05

Европейцы всё чаще выбирают российские конфеты и шоколад. Почему спрос растёт, какие сладости покупают чаще всего и что стоит за этими цифрами?

Читать полностью »
Вы рискуете купить пустышку: как обманывают с яйцами в магазинах вчера в 21:36

Цены на яйца то растут, то падают, а покупатели всё чаще сомневаются в их качестве. Разбираемся, как выбрать самые свежие и безопасные.

Читать полностью »