
Звуки болезни: как они влияют на успеваемость студентов
Казалось бы, обычный кашель на задней парте — разве он может повлиять на вашу успеваемость? Оказывается, да. И довольно сильно.
Исследование Университета штата Нью-Йорк показало: если во время лекции или теста вокруг слышны звуки, ассоциируемые с болезнью — кашель, чихание, тяжёлое дыхание — учебные результаты падают почти на 17%. Без ощущения дискомфорта. Без осознанного раздражения. Просто мозг говорит: "Опасность" — и ваша концентрация утекает, как вода сквозь пальцы.
Эволюция срабатывает на автомате
Всё дело в так называемой поведенческой иммунной системе — древнем эволюционном механизме, который заставляет нас избегать потенциально заразных людей.
Вы можете не замечать, что кто-то рядом кашляет или шмыгает носом. Вам даже может казаться, что это не мешает. Но на подсознательном уровне мозг включает режим "уклонения": внимание уходит от задачи, даже если вы этого не хотите.
"Концентрация внимания снижается от перераспределения усилий. Мозг отвлекается, чтобы оценить потенциальную угрозу", — объясняет ведущий автор исследования Кэри Фицджеральд.
Внимание падает — но вы этого не чувствуете
В эксперименте участвовали студенты, которым давали одинаковые лекции и тесты. Одни — в полной тишине. Другие — под ненавязчивые, но повторяющиеся "болезненные звуки".
Именно эта вторая группа показывала худшие результаты — при том, что субъективно они не чувствовали дискомфорта. Звуки казались им столь же нейтральными, как шелест бумаги или звон ключей.
Но организм думал иначе. Для него это был сигнал: опасность, инфекция, угроза. Неважно, что вирусов нет. Важно — что сигнал воспринят.
Что дальше?
Учёные планируют продолжить исследования в реальных условиях — в университетах и школах. Ведь если такая незаметная деталь может снизить результат почти на пятую часть, это стоит учесть в образовательной среде будущего.
И, возможно, в следующий раз, когда вы захотите чихнуть на экзамене, подумайте: кого вы только что лишили баллов?
Подписывайтесь на Экосевер