дети учатся в школе в классе
дети учатся в школе в классе
Карина Панкращенко Опубликована 09.07.2025 в 17:20

Когда нужно обратиться к логопеду: признаки проблем с речью у детей

Если малыш в два-три года искажает звуки, например, вместо "шапка" говорит "сяпка", а вместо "корова" — "коова", в этом нет ничего страшного. В этом возрасте артикуляционный аппарат ребенка все еще находится в процессе развития, и такие дефекты речи, как шепелявость или картавость, могут быть вполне нормальными. Однако если к моменту школьного возраста проблема не исчезла, стоит задуматься о помощи специалиста.

Картавость: что это и почему она возникает?

Картавость (или ротацизм) — это нарушение произношения звука "р", которое отличается от нормы. Звук "р" — один из самых сложных в русском языке, и большинство детей начинают правильно его произносить в возрасте 4-5 лет. Но иногда этот дефект сохраняется и в более старшем возрасте. Он может проявляться в нескольких формах:

  • Отсутствие звука "р" в речи: вместо "робот" говорят "обот", вместо "ракета" — "акета".

  • Замена звука "р" на другие звуки: например, "колабль" вместо "корабль".

  • Искажение звука: картавость может быть представлена различными вариантами произношения.

Вот несколько типов искажений:

  • Увулярный — с небольшим рокотом, напоминающим французское "р".

  • Велярный — грубый рокот, который называют жесткой картавостью.

  • Боковой — произносится как "рль".

  • Одноударный — без вибрации языка, похожий на звук "д" в английском языке.

  • Щечный — с колебанием одной или обеих щек.

  • Двугубный — произносится как "тпру".

  • Носовой — звук с носовым оттенком.

Причины картавости могут быть разные. Если родители сами "картавят", ребенок может принять это за норму. Иногда это связано с физиологическими проблемами, такими как короткая подъязычная связка, которая мешает языку занять правильное положение. Также аномалии зубочелюстной системы могут повлиять на произношение, вызывая боковое произношение звука.

Часто картавость возникает, когда у ребенка возникают трудности с различением звуков. Он не может отличить правильное произношение от неправильного и поэтому заменяет "р" на другие звуки.

Шепелявость: когда стоит обратиться к логопеду?

Шепелявость (или сигматизм) — это нарушение произношения шипящих звуков, таких как "с", "з", "ц", "ш", "ж". Это может проявляться в разных формах, например:

  • Языково-зубная (межзубная) — самая распространенная. Обычно возникает, когда молочные зубы заменяются на коренные.

  • Губно-зубная — при такой форме звуки произносятся с участием губ, и щель образуется между нижней губой и верхними зубами.

  • Боковая — если щель возникает сбоку, то искажаются звуки "ч", "щ", "ш", "ж".

  • Переднезубная — когда кончик языка упирается в зубы.

  • Носовая — при которой воздух проникает через нос.

Причины шепелявости могут быть как физиологическими, так и воспитательными. Иногда дети перенимают неправильное произношение у родителей или близких. Например, если взрослые "сюсюкают" с ребенком, тот может начать повторять их искажения. Но чаще всего проблемы возникают из-за анатомических особенностей, таких как короткая уздечка языка или аномалии зубов. Вред могут нанести и привычки, такие как сосание пальца или длительное кормление соской.

Когда стоит начать лечение и что можно сделать?

Если к 5-6 годам проблемы с произношением не исчезли, это сигнал для родителей. Речь ребенка должна быть уже вполне понятной, а дефекты — минимальными. Но в некоторых случаях работа по исправлению произношения может начаться и раньше, если позволяет психологическое состояние малыша.

Когда обращаться к логопеду?

  • Если в возрасте 5 лет или старше ребенок продолжает заменять или искажать звуки.

  • Если нарушения не исправляются и в более старшем возрасте.

  • Если есть сложности с фонематическим восприятием (непонимание, как правильно слышать и произносить звуки).

Однако логопеды подчеркивают, что проблема не всегда решается сразу. Научить ребенка правильному произношению может занять год или два. И в некоторых случаях, помимо логопедической помощи, потребуется консультация других специалистов, например, невролога или ортодонта.

Как можно помочь ребенку дома?

Одним из важных инструментов в работе с дефектами речи является артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, который можно делать с ребенком ежедневно по 10-15 минут. Например:

  • "Улыбка" — улыбаемся, не показывая зубов, и задерживаемся на счет 1-5.

  • "Хоботок" — вытягиваем губы вперед, как трубочку.

  • "Заборчик" — улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы.

  • "Лопатка" — кладем расслабленный язык на нижнюю губу.

  • "Иголочка" — вытягиваем узкий напряженный язык вперед.

  • "Чашечка" — открываем рот и пытаемся дотянуться языком до верхних зубов, не касаясь их.

  • "Лошадка" — открываем рот, приподнимаем язык к небу, а затем резко щелкаем.

  • "Грибок" — язык прижимаем к небу, не щелкаем, а удерживаем его в таком положении 10 секунд.

Эти простые упражнения помогают развить гибкость и подвижность языка, а значит, и улучшить произношение.

Когда стоит начать лечить дефекты речи?

По словам Анастасии Жуковец, учителя-логопеда высшей квалификационной категории, важно не откладывать работу с речевыми дефектами. Чем раньше начать, тем лучше. "Наличие дефектов речи может говорить о нарушениях в фонематическом восприятии, а также о проблемах с подвижностью языка и других мышц", — отмечает она. В некоторых случаях дефекты могут исчезнуть с возрастом, но если они остаются, важно обратиться к специалисту.


Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Маленький чемпион — большой отличник: как спорт превращает детей в лидеров сегодня в 9:18

Почему юные спортсмены часто оказываются успешнее в учёбе и как найти баланс между тренировками и отдыхом — объясняет спортивный психолог.

Читать полностью »
Полуторагодовалый шопоголик: случай, который изменил закон об онлайн-покупках сегодня в 7:11

Дети всё чаще пользуются смартфонами, и вместе с этим растёт риск случайных покупок. Суд признал право родителей отказаться от таких заказов — рассказываем, как защитить себя.

Читать полностью »
Малыш засыпает сам — и грудное вскармливание сохраняется: секрет, о котором молчат консультанты сегодня в 5:55

Как помочь ребенку научиться засыпать без груди и при этом сохранить грудное вскармливание? Разбираемся с советами, ошибками и мягкими методиками перехода.

Читать полностью »
Очередь превращается в приключение: как обычные слова спасают от скуки и развивают мозг ребёнка сегодня в 3:44

Превратите скучное ожидание в весёлое приключение: 10 речевых игр, которые не только развлекут ребёнка, но и помогут развить речь, фантазию и внимание.

Читать полностью »
Домашка онлайн, память офлайн: чем цифровизация лишает детей ума и воли вчера в 23:52

С 2025 года домашние задания перевели в онлайн-формат. Почему отказ от бумажных дневников может лишить детей важных учебных навыков?

Читать полностью »
Микробы знают о ребёнке больше, чем родители: найден источник тревожности и депрессии вчера в 21:36

Учёные нашли неожиданную связь между микрофлорой кишечника и эмоциональным развитием детей. Как микробы влияют на мозг и почему это важно для будущего ребёнка?

Читать полностью »
Молодость не защищает: чем моложе курильщик, тем ближе импотенция вчера в 19:11

Врачи предупреждают: если начать курить в 16 лет, к 30 можно столкнуться с импотенцией. Почему никотин разрушает сосуды и как восстановить здоровье?

Читать полностью »
Когда ребёнок живёт в виртуальном мире: как распознать начало зависимости вчера в 17:44

Подростки всё чаще теряются между реальностью и виртуальным миром. Как вовремя заметить, что увлечение играми превратилось в зависимость — объясняет психиатр.

Читать полностью »