
Когда нужно обратиться к логопеду: признаки проблем с речью у детей
Если малыш в два-три года искажает звуки, например, вместо "шапка" говорит "сяпка", а вместо "корова" — "коова", в этом нет ничего страшного. В этом возрасте артикуляционный аппарат ребенка все еще находится в процессе развития, и такие дефекты речи, как шепелявость или картавость, могут быть вполне нормальными. Однако если к моменту школьного возраста проблема не исчезла, стоит задуматься о помощи специалиста.
Картавость: что это и почему она возникает?
Картавость (или ротацизм) — это нарушение произношения звука "р", которое отличается от нормы. Звук "р" — один из самых сложных в русском языке, и большинство детей начинают правильно его произносить в возрасте 4-5 лет. Но иногда этот дефект сохраняется и в более старшем возрасте. Он может проявляться в нескольких формах:
-
Отсутствие звука "р" в речи: вместо "робот" говорят "обот", вместо "ракета" — "акета".
-
Замена звука "р" на другие звуки: например, "колабль" вместо "корабль".
-
Искажение звука: картавость может быть представлена различными вариантами произношения.
Вот несколько типов искажений:
-
Увулярный — с небольшим рокотом, напоминающим французское "р".
-
Велярный — грубый рокот, который называют жесткой картавостью.
-
Боковой — произносится как "рль".
-
Одноударный — без вибрации языка, похожий на звук "д" в английском языке.
-
Щечный — с колебанием одной или обеих щек.
-
Двугубный — произносится как "тпру".
-
Носовой — звук с носовым оттенком.
Причины картавости могут быть разные. Если родители сами "картавят", ребенок может принять это за норму. Иногда это связано с физиологическими проблемами, такими как короткая подъязычная связка, которая мешает языку занять правильное положение. Также аномалии зубочелюстной системы могут повлиять на произношение, вызывая боковое произношение звука.
Часто картавость возникает, когда у ребенка возникают трудности с различением звуков. Он не может отличить правильное произношение от неправильного и поэтому заменяет "р" на другие звуки.
Шепелявость: когда стоит обратиться к логопеду?
Шепелявость (или сигматизм) — это нарушение произношения шипящих звуков, таких как "с", "з", "ц", "ш", "ж". Это может проявляться в разных формах, например:
-
Языково-зубная (межзубная) — самая распространенная. Обычно возникает, когда молочные зубы заменяются на коренные.
-
Губно-зубная — при такой форме звуки произносятся с участием губ, и щель образуется между нижней губой и верхними зубами.
-
Боковая — если щель возникает сбоку, то искажаются звуки "ч", "щ", "ш", "ж".
-
Переднезубная — когда кончик языка упирается в зубы.
-
Носовая — при которой воздух проникает через нос.
Причины шепелявости могут быть как физиологическими, так и воспитательными. Иногда дети перенимают неправильное произношение у родителей или близких. Например, если взрослые "сюсюкают" с ребенком, тот может начать повторять их искажения. Но чаще всего проблемы возникают из-за анатомических особенностей, таких как короткая уздечка языка или аномалии зубов. Вред могут нанести и привычки, такие как сосание пальца или длительное кормление соской.
Когда стоит начать лечение и что можно сделать?
Если к 5-6 годам проблемы с произношением не исчезли, это сигнал для родителей. Речь ребенка должна быть уже вполне понятной, а дефекты — минимальными. Но в некоторых случаях работа по исправлению произношения может начаться и раньше, если позволяет психологическое состояние малыша.
Когда обращаться к логопеду?
-
Если в возрасте 5 лет или старше ребенок продолжает заменять или искажать звуки.
-
Если нарушения не исправляются и в более старшем возрасте.
-
Если есть сложности с фонематическим восприятием (непонимание, как правильно слышать и произносить звуки).
Однако логопеды подчеркивают, что проблема не всегда решается сразу. Научить ребенка правильному произношению может занять год или два. И в некоторых случаях, помимо логопедической помощи, потребуется консультация других специалистов, например, невролога или ортодонта.
Как можно помочь ребенку дома?
Одним из важных инструментов в работе с дефектами речи является артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, который можно делать с ребенком ежедневно по 10-15 минут. Например:
-
"Улыбка" — улыбаемся, не показывая зубов, и задерживаемся на счет 1-5.
-
"Хоботок" — вытягиваем губы вперед, как трубочку.
-
"Заборчик" — улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы.
-
"Лопатка" — кладем расслабленный язык на нижнюю губу.
-
"Иголочка" — вытягиваем узкий напряженный язык вперед.
-
"Чашечка" — открываем рот и пытаемся дотянуться языком до верхних зубов, не касаясь их.
-
"Лошадка" — открываем рот, приподнимаем язык к небу, а затем резко щелкаем.
-
"Грибок" — язык прижимаем к небу, не щелкаем, а удерживаем его в таком положении 10 секунд.
Эти простые упражнения помогают развить гибкость и подвижность языка, а значит, и улучшить произношение.
Когда стоит начать лечить дефекты речи?
По словам Анастасии Жуковец, учителя-логопеда высшей квалификационной категории, важно не откладывать работу с речевыми дефектами. Чем раньше начать, тем лучше. "Наличие дефектов речи может говорить о нарушениях в фонематическом восприятии, а также о проблемах с подвижностью языка и других мышц", — отмечает она. В некоторых случаях дефекты могут исчезнуть с возрастом, но если они остаются, важно обратиться к специалисту.
Подписывайтесь на Экосевер