дети учатся в школе в классе
дети учатся в школе в классе
Карина Панкращенко Опубликована 09.07.2025 в 17:20

Когда нужно обратиться к логопеду: признаки проблем с речью у детей

Если малыш в два-три года искажает звуки, например, вместо "шапка" говорит "сяпка", а вместо "корова" — "коова", в этом нет ничего страшного. В этом возрасте артикуляционный аппарат ребенка все еще находится в процессе развития, и такие дефекты речи, как шепелявость или картавость, могут быть вполне нормальными. Однако если к моменту школьного возраста проблема не исчезла, стоит задуматься о помощи специалиста.

Картавость: что это и почему она возникает?

Картавость (или ротацизм) — это нарушение произношения звука "р", которое отличается от нормы. Звук "р" — один из самых сложных в русском языке, и большинство детей начинают правильно его произносить в возрасте 4-5 лет. Но иногда этот дефект сохраняется и в более старшем возрасте. Он может проявляться в нескольких формах:

  • Отсутствие звука "р" в речи: вместо "робот" говорят "обот", вместо "ракета" — "акета".

  • Замена звука "р" на другие звуки: например, "колабль" вместо "корабль".

  • Искажение звука: картавость может быть представлена различными вариантами произношения.

Вот несколько типов искажений:

  • Увулярный — с небольшим рокотом, напоминающим французское "р".

  • Велярный — грубый рокот, который называют жесткой картавостью.

  • Боковой — произносится как "рль".

  • Одноударный — без вибрации языка, похожий на звук "д" в английском языке.

  • Щечный — с колебанием одной или обеих щек.

  • Двугубный — произносится как "тпру".

  • Носовой — звук с носовым оттенком.

Причины картавости могут быть разные. Если родители сами "картавят", ребенок может принять это за норму. Иногда это связано с физиологическими проблемами, такими как короткая подъязычная связка, которая мешает языку занять правильное положение. Также аномалии зубочелюстной системы могут повлиять на произношение, вызывая боковое произношение звука.

Часто картавость возникает, когда у ребенка возникают трудности с различением звуков. Он не может отличить правильное произношение от неправильного и поэтому заменяет "р" на другие звуки.

Шепелявость: когда стоит обратиться к логопеду?

Шепелявость (или сигматизм) — это нарушение произношения шипящих звуков, таких как "с", "з", "ц", "ш", "ж". Это может проявляться в разных формах, например:

  • Языково-зубная (межзубная) — самая распространенная. Обычно возникает, когда молочные зубы заменяются на коренные.

  • Губно-зубная — при такой форме звуки произносятся с участием губ, и щель образуется между нижней губой и верхними зубами.

  • Боковая — если щель возникает сбоку, то искажаются звуки "ч", "щ", "ш", "ж".

  • Переднезубная — когда кончик языка упирается в зубы.

  • Носовая — при которой воздух проникает через нос.

Причины шепелявости могут быть как физиологическими, так и воспитательными. Иногда дети перенимают неправильное произношение у родителей или близких. Например, если взрослые "сюсюкают" с ребенком, тот может начать повторять их искажения. Но чаще всего проблемы возникают из-за анатомических особенностей, таких как короткая уздечка языка или аномалии зубов. Вред могут нанести и привычки, такие как сосание пальца или длительное кормление соской.

Когда стоит начать лечение и что можно сделать?

Если к 5-6 годам проблемы с произношением не исчезли, это сигнал для родителей. Речь ребенка должна быть уже вполне понятной, а дефекты — минимальными. Но в некоторых случаях работа по исправлению произношения может начаться и раньше, если позволяет психологическое состояние малыша.

Когда обращаться к логопеду?

  • Если в возрасте 5 лет или старше ребенок продолжает заменять или искажать звуки.

  • Если нарушения не исправляются и в более старшем возрасте.

  • Если есть сложности с фонематическим восприятием (непонимание, как правильно слышать и произносить звуки).

Однако логопеды подчеркивают, что проблема не всегда решается сразу. Научить ребенка правильному произношению может занять год или два. И в некоторых случаях, помимо логопедической помощи, потребуется консультация других специалистов, например, невролога или ортодонта.

Как можно помочь ребенку дома?

Одним из важных инструментов в работе с дефектами речи является артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, который можно делать с ребенком ежедневно по 10-15 минут. Например:

  • "Улыбка" — улыбаемся, не показывая зубов, и задерживаемся на счет 1-5.

  • "Хоботок" — вытягиваем губы вперед, как трубочку.

  • "Заборчик" — улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы.

  • "Лопатка" — кладем расслабленный язык на нижнюю губу.

  • "Иголочка" — вытягиваем узкий напряженный язык вперед.

  • "Чашечка" — открываем рот и пытаемся дотянуться языком до верхних зубов, не касаясь их.

  • "Лошадка" — открываем рот, приподнимаем язык к небу, а затем резко щелкаем.

  • "Грибок" — язык прижимаем к небу, не щелкаем, а удерживаем его в таком положении 10 секунд.

Эти простые упражнения помогают развить гибкость и подвижность языка, а значит, и улучшить произношение.

Когда стоит начать лечить дефекты речи?

По словам Анастасии Жуковец, учителя-логопеда высшей квалификационной категории, важно не откладывать работу с речевыми дефектами. Чем раньше начать, тем лучше. "Наличие дефектов речи может говорить о нарушениях в фонематическом восприятии, а также о проблемах с подвижностью языка и других мышц", — отмечает она. В некоторых случаях дефекты могут исчезнуть с возрастом, но если они остаются, важно обратиться к специалисту.


Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Подарки детям должны учитывать возраст и интересы — эксперт Светлана Грохотова сегодня в 16:04
Мандарины и конфеты больше не работают: что испортило магию детских праздников

Эксперт рассказала, почему конфеты и игрушки больше не радуют детей так, как раньше, и какой подарок действительно вызовет у них искреннюю радость.

Читать полностью »
Родители влияют на чувство счастья ребёнка — психолог Виктория Кисс сегодня в 14:10
Маленькие шаги — огромные последствия: что рушит внутренний мир ребёнка

Как воспитать ребёнка, который умеет быть счастливым? Психолог Виктория Кисс объясняет, почему путь к детскому счастью начинается с родителей.

Читать полностью »
Страх темноты у детей нормален — психолог Морозова сегодня в 11:58
Ребенок боится темноты не просто так: какие ошибки взрослых усиливают страх малышей

Психолог Елена Морозова рассказала EcoSever, как помочь ребенку, который боится темноты.

Читать полностью »
Поддержка самостоятельности уменьшает ссоры с ребенком — Мел сегодня в 8:09
Утро с уроками и сборами доводило меня до крика — я нашла выход

Как справляться с утренними конфликтами, уроками, ссорами и перепиской, сохраняя спокойствие и не срываясь на крик.

Читать полностью »
Гаджеты признаны частью повседневной жизни детей — психолог Анна Царицина сегодня в 2:10
Смартфон стал новой няней: как технологии растят поколение без взрослых

Психолог объяснила, как без конфликтов отучить ребёнка от бесконтрольного использования смартфона и помочь семье наладить здоровые отношения с технологиями.

Читать полностью »
Давление через страх заставляет детей действовать импульсивно — Мел вчера в 19:01
Сообщение выглядело правдоподобно, и ребёнок поверил — я вовремя вмешалась

Как научить ребёнка распознавать онлайн-обман, не поддаваться на сообщения от «близких» и выстроить безопасное поведение в мессенджерах.

Читать полностью »
Дети, умеющие контролировать эмоции, реже конфликтуют — психолог Лебедева вчера в 13:10
Маленький вулкан внутри нас: как сдержанные эмоции превращают любовь в тревогу

Как вырастить ребёнка, который не теряется перед трудностями и умеет управлять своими эмоциями? Психолог объясняет, с чего начать и чего избегать родителям.

Читать полностью »
Плач младенца при папе связан с формированием привязанности — Мел вчера в 7:56
С папой — истерика, без него — спокойный сон: нас это сильно напугало

Почему шестимесячный ребёнок плачет и хуже засыпает, когда папа дома, и как родителям мягко помочь малышу справиться с перегрузкой.

Читать полностью »