
Оценки по рисованию и труду — на свалку? Госдума готовит перемены
Что важнее — пятёрка по рисованию или удовольствие от самого процесса? В Госдуме предложили отменить привычную пятибалльную шкалу оценок по таким предметам, как физкультура, музыка, изобразительное искусство и технология (бывший "труд"). Инициатива уже получила поддержку в профильном комитете по охране здоровья.
Школа без отметок: за и против
Суть предложения — заменить оценки на альтернативные формы контроля. По мнению авторов инициативы, в "неточных" дисциплинах, где результат сильно зависит от индивидуальных способностей, ставить школьнику "два" или "три" за танец, песню или аппликацию — несправедливо и вредно для самооценки.
Идею поддержали члены комитета Госдумы по охране здоровья, отмечая, что главное на таких уроках — развитие, а не оценивание.
"Уроки ИЗО, физкультуры или труда — это, прежде всего, пространство, где дети могут раскрыть творческий потенциал, научиться работать в команде, развивать мелкую моторику или укреплять здоровье. А не предмет, на котором получают стресс из-за оценки", — говорится в комментарии к инициативе.
По словам педагогов, замена балльной системы на "зачёт-незачёт" или словесную характеристику избавит детей от давления и принесёт больше пользы. Впрочем, среди родителей и учителей уже возникли споры.
Что говорят педагоги и родители
Мнения на местах разделились. Одни учителя считают, что отказ от отметок снизит мотивацию детей, другие — что это логичный шаг.
"Рисование, музыка, физкультура — это те уроки, где оценка всегда субъективна. Как можно ставить "тройку" ребёнку, который искренне старался нарисовать пейзаж, но просто не умеет хорошо рисовать?", — говорит педагог из Петербурга.
Однако есть и опасения: не исчезнет ли с отменой оценок интерес к таким дисциплинам? Мол, школьники будут их просто игнорировать, если баллы в аттестат не идут.
Интересно, что похожая система уже работает в начальной школе — там многие предметы оцениваются без баллов, только по формулировкам вроде "молодец", "есть успехи", "нужно постараться".
Как в других странах
Опыт других стран также говорит в пользу инициативы. В Финляндии, которая считается одним из лидеров в сфере образования, младшие школьники вовсе не получают оценок — ни по каким предметам. Уделяется внимание развитию личности, а не гонке за баллами. В Германии художественные и спортивные дисциплины часто оцениваются с учётом индивидуального прогресса.
В России такие подходы только начинают внедряться. Пока законопроект на стадии обсуждения, но если он пройдёт, школы получат право не ставить оценки по "творческим" предметам.
Что дальше?
Если инициатива будет одобрена, уже в ближайшие годы в учебниках может исчезнуть страх перед "тройкой" по труду или "двойкой" за фальшивую ноту. Вместо этого — свобода самовыражения и честное признание: не все предметы должны быть предметом формального контроля.
Справка: пятибалльная система действует в России с 1837 года. Первые отметки по физкультуре начали ставить только с середины XX века.
Подписывайтесь на Экосевер