Дети
Дети
Карина Панкращенко Опубликована 03.07.2025 в 1:32

Гендерный разрыв в математике: правда ли, что мальчики опережают девочек в Магадане?

Исследования, проведённые учёными из Франции, показали, что мальчики, как правило, превосходят девочек по математике в начальной школе. Однако является ли это признаком врождённых различий в способностях, или всё дело в гендерных стереотипах? Какие причины стоят за этими выводами, и что об этом думают специалисты из Магаданской области, разберемся вместе.

Мальчики и девочки: кто лучше справляется с математикой?

По данным французского исследования, в начале обучения в школе результаты по математике у мальчиков и девочек одинаковые. Однако через несколько месяцев, когда дети осваиваются в школьной жизни, мальчики начинают демонстрировать лучшие результаты. Через год после начала обучения этот разрыв значительно увеличивается. Но, как утверждают исследователи, причина этого кроется не в разных врождённых способностях детей, а в влиянии социальных факторов и гендерных стереотипов.

Международные исследования, такие как TIMSS, подтверждают, что на некоторых этапах обучения мальчики действительно показывают лучшие результаты, особенно в математике. В России ученые из НИУ ВШЭ также проводили исследования, которые показали, что более невнимательные дети — в основном девочки — в начальной школе испытывают больше трудностей с математикой. Причиной этого может быть и повышенная тревожность у девочек.

Почему так происходит?

Как утверждают авторы исследования, один из главных факторов, влияющих на успехи в математике, — это предвзятое отношение взрослых. Учителя и родители зачастую имеют склонность считать, что мальчики лучше справляются с математикой. Такое стереотипное восприятие может повлиять на отношение детей к предмету.

Кроме того, девочки, как показывают исследования, гораздо больше беспокоятся из-за математики, что снижает их способность показывать высокие результаты в стрессовых ситуациях, например, на тестах, ограниченных по времени.

"Мальчики с раннего возраста получают больше поощрений и поддержки за успехи в математике, а девочкам, как правило, реже дают такую поддержку", — объясняют учёные.

Мнение местного эксперта

Магаданские педагоги, включая учителей математики, соглашаются с выводами международных исследовательских групп. Иван Буркин, преподаватель из Магадана, отмечает, что с гендерными различиями в математике сталкивается не только молодежь в крупных городах, но и в малых населённых пунктах. По его мнению, успех в математике больше зависит от индивидуальных характеристик учеников, таких как интерес к предмету, мотивация и способность к самоконтролю. В Магадане, где дети сталкиваются с коротким учебным сезоном и ограниченным количеством внеурочных программ, важно уделять особое внимание поддержке и поощрению детей, чтобы развить уверенность в себе.

"Я не замечал, чтобы мальчики справлялись с математикой лучше. Дети, как девочки, так и мальчики, могут показывать высокие результаты, если получают должную поддержку. Важно развивать их уверенность и заинтересованность в предмете с самого начала", — утверждает Буркин.

Как родители могут помочь?

Как же родителям из Магаданской области реагировать, если их ребенок просит дополнительную помощь в математике или жалуется на трудности с учебой? Психологи советуют начинать с выяснения, что стоит за тревогами ребёнка: является ли это результатом стереотипов, или действительно у него есть трудности с предметом.

Илья Макеев, психолог, объясняет, что для детей, особенно девочек, важно ощущать поддержку и уверенность в себе. Стереотипы о том, что мальчики "лучше" в математике, могут только подрывать мотивацию и снижать желание учиться.

"Когда девочка сталкивается с трудностями, она должна чувствовать, что у неё есть поддержка и возможности для улучшения, а не ощущать себя "неудачницей", — подчеркивает Макеев.

Решение проблемы: создание позитивной учебной среды

Для того чтобы справиться с гендерными стереотипами и повысить уверенность девочек в своих математических способностях, важно создавать позитивную атмосферу на уроках. Это особенно актуально для таких регионов, как Магаданская область, где возможно ограниченное количество внеурочных мероприятий и культурных инициатив. Преподаватели и родители должны уделять внимание не только результатам, но и процессу: поддерживать детей, поощрять их успехи и открыто обсуждать неудачи как естественную часть учебного процесса.

По словам Сергея Акопяна, эксперта из образовательной платформы "Учи.ру", важно не начинать с "сравнений" между детьми, а делать акцент на личном прогрессе.

"Девочки могут быть более настойчивыми, чем мальчики, и если создать для них поддерживающую среду, их результаты будут выше", — считает Акопян.

Подводим итог

Гендерные различия в математике — это скорее миф, чем реальность. Основные проблемы, с которыми сталкиваются девочки, связаны не с врождёнными способностями, а с социальными стереотипами и недостаточной поддержкой. В Магаданской области, как и в других регионах России, важно создавать среду, в которой каждый ребенок — независимо от пола — сможет развивать свои способности и уверенность в своих силах.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Минздрав: младенческая смертность в России за 10 лет сократилась более чем вдвое сегодня в 9:29

Россия догнала Европу: младенческая смертность рухнула до рекордного минимума

Россия вышла на исторический минимум детской смертности, а в некоторых регионах показатели стали сопоставимы с европейскими. Как удалось достичь такого результата?

Читать полностью »
Исследование Миннесотского университета показало: однояйцевые близнецы сохраняют схожие черты даже в разных семьях сегодня в 8:37

Разные судьбы — одни и те же привычки: загадки близнецов, которые рушат логику

Близнецы рождаются с уникальной связью, которая делает их сильнее и уязвимее одновременно. Мы разобрали тайны их характера и особенности взросления.

Читать полностью »
В учебник математики для второго класса включили задачу про дрон и квадрокоптер сегодня в 7:22

Математика будущего: зачем школьникам учиться на примерах с дронами

В школьный учебник попала необычная задача о дронах. Почему её формулировка вызвала вопросы и чем это может быть полезно для детей?

Читать полностью »
В Таиланде пропала россиянка, оставившая дочь одну в отеле Бангкока сегодня в 6:03

Таиландская загадка: россиянка исчезла, оставив дочь одну в отеле

Россиянка пропала в Бангкоке, оставив шестилетнюю дочь в отеле. Ребёнок в приюте, а семья ищет женщину вместе с полицией.

Читать полностью »
Конкурс в медвузы России в 2025 году составил 15 человек на место — Мурашко сегодня в 5:15

На место в медицинском вузе теперь претендуют по 15 человек: что ждёт абитуриентов дальше

Конкурс в медвузы в 2025 году стал рекордным: ажиотаж среди абитуриентов вырос, а количество поданных заявлений увеличилось на пятую часть.

Читать полностью »
Среднестатистический сотрудник тратит на совещания до 13 часов в неделю — данные исследования сегодня в 4:44

Половина недели уходит в пустоту: совещания съедают рабочее время руководителей

Совещания превращаются в пожирателей времени: руководители тратят до 20 часов в неделю, хотя многие вопросы можно решить в мессенджере.

Читать полностью »
Губернатор Кировской области выступил за запрет продажи вейпов подросткам сегодня в 4:10

Подростков хотят защитить жёстко: Кировская область планирует убрать вейпы с прилавков

В Кировской области предлагают запретить продажу вейпов, а Путин уже поддержал идею: регионы один за другим берут курс на жёсткие меры.

Читать полностью »
Психолог Михаил Хорс назвал стресс и буллинг главными причинами школьных отказов сегодня в 1:08

Утро превращается в поле боя: что стоит за отказом ребёнка идти в школу

Почему дети отказываются идти в школу и как родителям правильно реагировать? Эксперт объяснил причины и предложил конкретные шаги.

Читать полностью »