Дети
Дети
Карина Панкращенко Опубликована 03.07.2025 в 1:32

Гендерный разрыв в математике: правда ли, что мальчики опережают девочек в Магадане?

Исследования, проведённые учёными из Франции, показали, что мальчики, как правило, превосходят девочек по математике в начальной школе. Однако является ли это признаком врождённых различий в способностях, или всё дело в гендерных стереотипах? Какие причины стоят за этими выводами, и что об этом думают специалисты из Магаданской области, разберемся вместе.

Мальчики и девочки: кто лучше справляется с математикой?

По данным французского исследования, в начале обучения в школе результаты по математике у мальчиков и девочек одинаковые. Однако через несколько месяцев, когда дети осваиваются в школьной жизни, мальчики начинают демонстрировать лучшие результаты. Через год после начала обучения этот разрыв значительно увеличивается. Но, как утверждают исследователи, причина этого кроется не в разных врождённых способностях детей, а в влиянии социальных факторов и гендерных стереотипов.

Международные исследования, такие как TIMSS, подтверждают, что на некоторых этапах обучения мальчики действительно показывают лучшие результаты, особенно в математике. В России ученые из НИУ ВШЭ также проводили исследования, которые показали, что более невнимательные дети — в основном девочки — в начальной школе испытывают больше трудностей с математикой. Причиной этого может быть и повышенная тревожность у девочек.

Почему так происходит?

Как утверждают авторы исследования, один из главных факторов, влияющих на успехи в математике, — это предвзятое отношение взрослых. Учителя и родители зачастую имеют склонность считать, что мальчики лучше справляются с математикой. Такое стереотипное восприятие может повлиять на отношение детей к предмету.

Кроме того, девочки, как показывают исследования, гораздо больше беспокоятся из-за математики, что снижает их способность показывать высокие результаты в стрессовых ситуациях, например, на тестах, ограниченных по времени.

"Мальчики с раннего возраста получают больше поощрений и поддержки за успехи в математике, а девочкам, как правило, реже дают такую поддержку", — объясняют учёные.

Мнение местного эксперта

Магаданские педагоги, включая учителей математики, соглашаются с выводами международных исследовательских групп. Иван Буркин, преподаватель из Магадана, отмечает, что с гендерными различиями в математике сталкивается не только молодежь в крупных городах, но и в малых населённых пунктах. По его мнению, успех в математике больше зависит от индивидуальных характеристик учеников, таких как интерес к предмету, мотивация и способность к самоконтролю. В Магадане, где дети сталкиваются с коротким учебным сезоном и ограниченным количеством внеурочных программ, важно уделять особое внимание поддержке и поощрению детей, чтобы развить уверенность в себе.

"Я не замечал, чтобы мальчики справлялись с математикой лучше. Дети, как девочки, так и мальчики, могут показывать высокие результаты, если получают должную поддержку. Важно развивать их уверенность и заинтересованность в предмете с самого начала", — утверждает Буркин.

Как родители могут помочь?

Как же родителям из Магаданской области реагировать, если их ребенок просит дополнительную помощь в математике или жалуется на трудности с учебой? Психологи советуют начинать с выяснения, что стоит за тревогами ребёнка: является ли это результатом стереотипов, или действительно у него есть трудности с предметом.

Илья Макеев, психолог, объясняет, что для детей, особенно девочек, важно ощущать поддержку и уверенность в себе. Стереотипы о том, что мальчики "лучше" в математике, могут только подрывать мотивацию и снижать желание учиться.

"Когда девочка сталкивается с трудностями, она должна чувствовать, что у неё есть поддержка и возможности для улучшения, а не ощущать себя "неудачницей", — подчеркивает Макеев.

Решение проблемы: создание позитивной учебной среды

Для того чтобы справиться с гендерными стереотипами и повысить уверенность девочек в своих математических способностях, важно создавать позитивную атмосферу на уроках. Это особенно актуально для таких регионов, как Магаданская область, где возможно ограниченное количество внеурочных мероприятий и культурных инициатив. Преподаватели и родители должны уделять внимание не только результатам, но и процессу: поддерживать детей, поощрять их успехи и открыто обсуждать неудачи как естественную часть учебного процесса.

По словам Сергея Акопяна, эксперта из образовательной платформы "Учи.ру", важно не начинать с "сравнений" между детьми, а делать акцент на личном прогрессе.

"Девочки могут быть более настойчивыми, чем мальчики, и если создать для них поддерживающую среду, их результаты будут выше", — считает Акопян.

Подводим итог

Гендерные различия в математике — это скорее миф, чем реальность. Основные проблемы, с которыми сталкиваются девочки, связаны не с врождёнными способностями, а с социальными стереотипами и недостаточной поддержкой. В Магаданской области, как и в других регионах России, важно создавать среду, в которой каждый ребенок — независимо от пола — сможет развивать свои способности и уверенность в своих силах.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Подарки детям должны учитывать возраст и интересы — эксперт Светлана Грохотова сегодня в 16:04
Мандарины и конфеты больше не работают: что испортило магию детских праздников

Эксперт рассказала, почему конфеты и игрушки больше не радуют детей так, как раньше, и какой подарок действительно вызовет у них искреннюю радость.

Читать полностью »
Родители влияют на чувство счастья ребёнка — психолог Виктория Кисс сегодня в 14:10
Маленькие шаги — огромные последствия: что рушит внутренний мир ребёнка

Как воспитать ребёнка, который умеет быть счастливым? Психолог Виктория Кисс объясняет, почему путь к детскому счастью начинается с родителей.

Читать полностью »
Страх темноты у детей нормален — психолог Морозова сегодня в 11:58
Ребенок боится темноты не просто так: какие ошибки взрослых усиливают страх малышей

Психолог Елена Морозова рассказала EcoSever, как помочь ребенку, который боится темноты.

Читать полностью »
Поддержка самостоятельности уменьшает ссоры с ребенком — Мел сегодня в 8:09
Утро с уроками и сборами доводило меня до крика — я нашла выход

Как справляться с утренними конфликтами, уроками, ссорами и перепиской, сохраняя спокойствие и не срываясь на крик.

Читать полностью »
Гаджеты признаны частью повседневной жизни детей — психолог Анна Царицина сегодня в 2:10
Смартфон стал новой няней: как технологии растят поколение без взрослых

Психолог объяснила, как без конфликтов отучить ребёнка от бесконтрольного использования смартфона и помочь семье наладить здоровые отношения с технологиями.

Читать полностью »
Давление через страх заставляет детей действовать импульсивно — Мел вчера в 19:01
Сообщение выглядело правдоподобно, и ребёнок поверил — я вовремя вмешалась

Как научить ребёнка распознавать онлайн-обман, не поддаваться на сообщения от «близких» и выстроить безопасное поведение в мессенджерах.

Читать полностью »
Дети, умеющие контролировать эмоции, реже конфликтуют — психолог Лебедева вчера в 13:10
Маленький вулкан внутри нас: как сдержанные эмоции превращают любовь в тревогу

Как вырастить ребёнка, который не теряется перед трудностями и умеет управлять своими эмоциями? Психолог объясняет, с чего начать и чего избегать родителям.

Читать полностью »
Плач младенца при папе связан с формированием привязанности — Мел вчера в 7:56
С папой — истерика, без него — спокойный сон: нас это сильно напугало

Почему шестимесячный ребёнок плачет и хуже засыпает, когда папа дома, и как родителям мягко помочь малышу справиться с перегрузкой.

Читать полностью »