
Гендерный разрыв в математике: правда ли, что мальчики опережают девочек в Магадане?
Исследования, проведённые учёными из Франции, показали, что мальчики, как правило, превосходят девочек по математике в начальной школе. Однако является ли это признаком врождённых различий в способностях, или всё дело в гендерных стереотипах? Какие причины стоят за этими выводами, и что об этом думают специалисты из Магаданской области, разберемся вместе.
Мальчики и девочки: кто лучше справляется с математикой?
По данным французского исследования, в начале обучения в школе результаты по математике у мальчиков и девочек одинаковые. Однако через несколько месяцев, когда дети осваиваются в школьной жизни, мальчики начинают демонстрировать лучшие результаты. Через год после начала обучения этот разрыв значительно увеличивается. Но, как утверждают исследователи, причина этого кроется не в разных врождённых способностях детей, а в влиянии социальных факторов и гендерных стереотипов.
Международные исследования, такие как TIMSS, подтверждают, что на некоторых этапах обучения мальчики действительно показывают лучшие результаты, особенно в математике. В России ученые из НИУ ВШЭ также проводили исследования, которые показали, что более невнимательные дети — в основном девочки — в начальной школе испытывают больше трудностей с математикой. Причиной этого может быть и повышенная тревожность у девочек.
Почему так происходит?
Как утверждают авторы исследования, один из главных факторов, влияющих на успехи в математике, — это предвзятое отношение взрослых. Учителя и родители зачастую имеют склонность считать, что мальчики лучше справляются с математикой. Такое стереотипное восприятие может повлиять на отношение детей к предмету.
Кроме того, девочки, как показывают исследования, гораздо больше беспокоятся из-за математики, что снижает их способность показывать высокие результаты в стрессовых ситуациях, например, на тестах, ограниченных по времени.
"Мальчики с раннего возраста получают больше поощрений и поддержки за успехи в математике, а девочкам, как правило, реже дают такую поддержку", — объясняют учёные.
Мнение местного эксперта
Магаданские педагоги, включая учителей математики, соглашаются с выводами международных исследовательских групп. Иван Буркин, преподаватель из Магадана, отмечает, что с гендерными различиями в математике сталкивается не только молодежь в крупных городах, но и в малых населённых пунктах. По его мнению, успех в математике больше зависит от индивидуальных характеристик учеников, таких как интерес к предмету, мотивация и способность к самоконтролю. В Магадане, где дети сталкиваются с коротким учебным сезоном и ограниченным количеством внеурочных программ, важно уделять особое внимание поддержке и поощрению детей, чтобы развить уверенность в себе.
"Я не замечал, чтобы мальчики справлялись с математикой лучше. Дети, как девочки, так и мальчики, могут показывать высокие результаты, если получают должную поддержку. Важно развивать их уверенность и заинтересованность в предмете с самого начала", — утверждает Буркин.
Как родители могут помочь?
Как же родителям из Магаданской области реагировать, если их ребенок просит дополнительную помощь в математике или жалуется на трудности с учебой? Психологи советуют начинать с выяснения, что стоит за тревогами ребёнка: является ли это результатом стереотипов, или действительно у него есть трудности с предметом.
Илья Макеев, психолог, объясняет, что для детей, особенно девочек, важно ощущать поддержку и уверенность в себе. Стереотипы о том, что мальчики "лучше" в математике, могут только подрывать мотивацию и снижать желание учиться.
"Когда девочка сталкивается с трудностями, она должна чувствовать, что у неё есть поддержка и возможности для улучшения, а не ощущать себя "неудачницей", — подчеркивает Макеев.
Решение проблемы: создание позитивной учебной среды
Для того чтобы справиться с гендерными стереотипами и повысить уверенность девочек в своих математических способностях, важно создавать позитивную атмосферу на уроках. Это особенно актуально для таких регионов, как Магаданская область, где возможно ограниченное количество внеурочных мероприятий и культурных инициатив. Преподаватели и родители должны уделять внимание не только результатам, но и процессу: поддерживать детей, поощрять их успехи и открыто обсуждать неудачи как естественную часть учебного процесса.
По словам Сергея Акопяна, эксперта из образовательной платформы "Учи.ру", важно не начинать с "сравнений" между детьми, а делать акцент на личном прогрессе.
"Девочки могут быть более настойчивыми, чем мальчики, и если создать для них поддерживающую среду, их результаты будут выше", — считает Акопян.
Подводим итог
Гендерные различия в математике — это скорее миф, чем реальность. Основные проблемы, с которыми сталкиваются девочки, связаны не с врождёнными способностями, а с социальными стереотипами и недостаточной поддержкой. В Магаданской области, как и в других регионах России, важно создавать среду, в которой каждый ребенок — независимо от пола — сможет развивать свои способности и уверенность в своих силах.
Подписывайтесь на Экосевер