
Почему дети Архангельской области становятся «ботаниками»: разбор причин
Если ваш ребёнок получает пятёрки по всем предметам и всё время думает о школе, то наверняка он в какой-то момент окажется в центре внимания. В школе таких детей часто называют "ботаниками" или "заучками", и это может как радовать, так и тревожить родителей. О том, откуда берётся эта одержимость учёбой, как вести себя с таким ребёнком и какие опасности могут подстерегать его в будущем, рассказали психолог и педагог.
Одержимость учёбой: откуда она берётся?
Не все "ботаники" одинаковы, и важно понимать, что стоит за их стремлением учиться. Психолог Катерина Мурашова выделяет два типа таких детей.
Дети с гиперконцентрацией
Такие дети способны поглощать знания по любой теме и часто увлекаются чем-то одним на длительное время. Это могут быть не только школьные предметы, но и хобби вроде коллекционирования марок или изучения истории. Эти дети обладают удивительной способностью к концентрации, и их внимание редко переключается на что-то другое. Именно такие дети часто получают титул "ботаника" в школе.
Обычно гиперконцентрированные дети с ранних лет начинают проявлять усердие в учёбе, решая задачи, переписывая упражнения и уделяя внимание каждой детали. В старших классах они, как правило, фокусируются на одном предмете, что в будущем может привести их к карьере в определённой области. Например, если ребёнок увлекается математикой, он может стать настоящим профессионалом в этой области.
Дети, соответствующие ожиданиям родителей
Иногда дети становятся "ботаниками" не по своей воле, а потому что пытаются соответствовать амбициям своих родителей. Например, если родители ожидают, что ребёнок будет учиться только на пятёрки и следовать семейной традиции получения высшего образования, он может стать одержим учёбой, чтобы угодить им. Это не всегда полезно, поскольку такой ребёнок будет чувствовать постоянное напряжение и переживания из-за своего успеха.
Психолог отмечает, что такие дети могут испытывать сильный стресс, особенно если не достигают ожидаемых результатов. В отличие от гиперконцентрированных детей, которые могут спокойно анализировать свои ошибки, дети, действующие по указаниям родителей, могут начать переживать по любому поводу — даже по мелким неудачам.
"Ботаники" в старших классах: что с ними будет?
Когда ребёнок, имеющий гиперконцентрацию, растёт, он начинает углубляться в одну конкретную тему. Это становится основой его будущей карьеры. В то время как дети, чьи родители настаивали на учёбе, могут в какой-то момент "отвязаться" и избавиться от родительского контроля, что приводит к проблемам с мотивацией.
В некоторых случаях такие дети могут закончить школу на пятёрки и даже поступить в университет, но без внутреннего увлечения. Они будут учиться, потому что так надо, но не смогут найти истинное удовольствие в том, что делают. Их жизнь может стать чередой достижений ради внешних факторов, но без ощущения подлинного успеха и радости.
Как "ботаники" воспринимают свои достижения?
Ребёнок с гиперконцентрацией учёбы, как правило, наслаждается процессом. Он не только учится, но и гордится своими успехами. Получив пятёрку, он может несколько раз пересматривать свою тетрадь, любоваться её аккуратностью и достижениями. Это приносит ему удовольствие и укрепляет желание двигаться дальше.
Тем не менее, для ребёнка, который учится ради родительских ожиданий, процесс обучения не всегда приносит удовлетворение. Он часто стремится к внешнему одобрению. Такой ребёнок может быть счастлив только в тот момент, когда родители похвалят его за успехи в учёбе. Он не будет так сильно переживать за свои достижения, если они не соответствуют высоким ожиданиям окружающих.
Отношения "ботаников" со сверстниками
На начальных этапах обучения, как правило, "ботаники" не сталкиваются с проблемами в отношениях с одноклассниками. Дети спокойно воспринимают чужие успехи. Однако в подростковом возрасте ситуация может измениться. Особенно если ученик сильно выделяется в классе. В этом возрасте многие дети начинают стесняться быть "слишком успешными", чтобы не выделяться на фоне других.
Как вспоминает Людмила Семёнова, учитель начальных классов, её дочь в восьмом классе неожиданно начала падать в учёбе, несмотря на стремление учиться на пятёрки. Причина была в том, что общение с одноклассниками стало для неё важнее, чем успехи в школе. Это явление довольно распространено среди подростков, и оно связано с потребностью в социальной адаптации и страхом быть "не таким, как все".
Как родителям поддержать ребёнка-"ботаника"?
Родителям важно помнить, что если ребёнок одержим учёбой, ему необходима не только поддержка, но и внимание к его эмоциональному состоянию. Психолог Катерина Мурашова рекомендует обучать детей не только школьным знаниям, но и социальным навыкам. Ребёнку нужно уметь выслушать других, интересоваться их успехами и разговаривать на общие темы. Это помогает создать здоровые отношения с окружающими и развивает эмоциональную сферу ребёнка.
Кроме того, если амбиции ребёнка исходят не от родителей, а от самого ребёнка, его лучше отдать в школу с сильной учебной программой, где такие дети смогут найти единомышленников. Это особенно важно для тех, кто в будущем собирается заниматься научной или творческой деятельностью.
Если же родитель не разделяет увлечённости ребёнка учебой, важно донести свою точку зрения, не вступая в конфликты. Можно сказать: "Для меня не так важны оценки, как твоё счастье и увлечения". Важно помнить, что ребёнок сам должен найти своё место в жизни, а не делать это только для того, чтобы угодить окружающим.
Заключение
Не стоит заставлять ребёнка учиться на пятёрки ради удовлетворения чьих-то амбиций. Если ребёнок увлечён учёбой и это доставляет ему радость, поддержите его в этом. А если его успехи обусловлены внешним давлением, лучше вовремя заметить это и помочь ребёнку найти свой путь.
Подписывайтесь на Экосевер