домашнее задание
домашнее задание
Любовь Можаева Опубликована 26.06.2025 в 8:16

Уроки — это не поле битвы: как учёба становится источником тревоги

Что мы называем «не хочет»?


Часто это:

отказывается садиться за уроки;
делает всё с саботажем, агрессией или апатией;
забывает, откладывает, теряет;
«не может сосредоточиться» или «ничего не запоминает».
Родитель начинает давить, контролировать, стыдить. Ребёнок уходит в ещё большую защиту.
Круг замыкается.


Возможные причины за «не хочу»


Тревожность и страх ошибки
Страх не справиться, получить выговор, быть хуже других. Особенно — у чувствительных детей или тех, кто раньше часто слышал критику.


Усталость и перегрузка
Мозг не успевает восстанавливаться. После школы — секции, задания, ожидания. Жить когда?


Скука и отсутствие смысла
«Я не понимаю, зачем это». Отсутствие интереса, когда учёба превращается в формальность и давление.


Отсутствие успеха
Если усилия не приносят результата — зачем стараться? Возникает выученная беспомощность.


Проблемы в отношениях с учителем/классом
Даже один холодный взгляд или насмешка могут блокировать желание участвовать.


Что точно не работает

  • Крик, наказания, угрозы («если не сделаешь — никаких мультиков!»)
  • Сравнения («А вот Саша уже всё сделал…»)
  • Постоянный контроль: «садись, сиди, делай, перепиши»
  • Унижение: «что за бездарность, это элементарно!»


Все эти формы подрывают мотивацию, потому что рождают стыд, а не интерес.


Что делать вместо


Искать причину, а не бороться с симптомом
Спросите: «Что тебе в этом сложно? Что тебе не нравится?» И слушайте, без спешки и оценок.


Поддерживать усилия, а не результат
«Я вижу, как ты старался — даже если не получилось» важнее, чем «ты получил 5».


Разгружать, а не догружать
Учёба — это труд. Нужен отдых, переключение, игра, свобода.


Включать в процесс, а не навязывать
Вместе придумать план, поиграть в викторину, дать попробовать учиться по-другому.


Убирать тревогу вокруг школы
Больше юмора, тепла, спокойствия. Без тяжёлых взглядов и упрёков.


Мотивация — это живой процесс. Её нельзя «вколотить», только поддержать изнутри.
Если ребёнок «не хочет учиться», это не про лень. Это про то, что где-то в системе стало небезопасно, неинтересно или слишком тяжело.
И лучший способ помочь — это не заставлять, а восстановить контакт, интерес и опору.

Не бойтесь делать паузу. Она может стать началом нового движения — без страха, но с желанием.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Подарки детям должны учитывать возраст и интересы — эксперт Светлана Грохотова сегодня в 16:04
Мандарины и конфеты больше не работают: что испортило магию детских праздников

Эксперт рассказала, почему конфеты и игрушки больше не радуют детей так, как раньше, и какой подарок действительно вызовет у них искреннюю радость.

Читать полностью »
Родители влияют на чувство счастья ребёнка — психолог Виктория Кисс сегодня в 14:10
Маленькие шаги — огромные последствия: что рушит внутренний мир ребёнка

Как воспитать ребёнка, который умеет быть счастливым? Психолог Виктория Кисс объясняет, почему путь к детскому счастью начинается с родителей.

Читать полностью »
Страх темноты у детей нормален — психолог Морозова сегодня в 11:58
Ребенок боится темноты не просто так: какие ошибки взрослых усиливают страх малышей

Психолог Елена Морозова рассказала EcoSever, как помочь ребенку, который боится темноты.

Читать полностью »
Поддержка самостоятельности уменьшает ссоры с ребенком — Мел сегодня в 8:09
Утро с уроками и сборами доводило меня до крика — я нашла выход

Как справляться с утренними конфликтами, уроками, ссорами и перепиской, сохраняя спокойствие и не срываясь на крик.

Читать полностью »
Гаджеты признаны частью повседневной жизни детей — психолог Анна Царицина сегодня в 2:10
Смартфон стал новой няней: как технологии растят поколение без взрослых

Психолог объяснила, как без конфликтов отучить ребёнка от бесконтрольного использования смартфона и помочь семье наладить здоровые отношения с технологиями.

Читать полностью »
Давление через страх заставляет детей действовать импульсивно — Мел вчера в 19:01
Сообщение выглядело правдоподобно, и ребёнок поверил — я вовремя вмешалась

Как научить ребёнка распознавать онлайн-обман, не поддаваться на сообщения от «близких» и выстроить безопасное поведение в мессенджерах.

Читать полностью »
Дети, умеющие контролировать эмоции, реже конфликтуют — психолог Лебедева вчера в 13:10
Маленький вулкан внутри нас: как сдержанные эмоции превращают любовь в тревогу

Как вырастить ребёнка, который не теряется перед трудностями и умеет управлять своими эмоциями? Психолог объясняет, с чего начать и чего избегать родителям.

Читать полностью »
Плач младенца при папе связан с формированием привязанности — Мел вчера в 7:56
С папой — истерика, без него — спокойный сон: нас это сильно напугало

Почему шестимесячный ребёнок плачет и хуже засыпает, когда папа дома, и как родителям мягко помочь малышу справиться с перегрузкой.

Читать полностью »