
Полмиллиона авто продано, но рынок в тревоге
Несмотря на неплохие цифры, российский рынок новых автомобилей не оправдывает даже скромных ожиданий. Спрос падает, а прогнозы становятся всё мрачнее.
На минувшей неделе продажи новых легковых автомобилей в России превысили отметку в 500 тысяч штук с начала года — об этом сообщил "Автостат". Однако за радостным рубежом кроется тревожная статистика: всего за семь дней, с 16 по 23 июня, было продано 23 585 машин. Это на 20,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, хоть и заметно выше прошлой недели, пришедшейся на праздничные дни.
Проблемы за рулём: что мешает рынку расти
Автоэксперты уже открыто говорят: повторить результат 2024 года, когда было продано 1,57 миллиона автомобилей, не получится даже при самом оптимистичном сценарии. На рынке сохраняется напряжённость, и к середине года становится очевидно — большая часть пессимистичных прогнозов начинает сбываться.
Причины снижения спроса вполне осязаемы. Во-первых, это резкий рост цен на автомобили, связанный с увеличением утилизационного сбора. Во-вторых, высокая ключевая ставка Центробанка делает автокредиты малодоступными. В-третьих, на фоне инфляции россияне предпочитают откладывать деньги в банки, получая на вкладах приличные проценты — иногда до 20% годовых.
Lada сбавит обороты
Проблемы затронули даже флагман отечественного автопрома. Первый вице-премьер России Денис Мантуров уже признал: выпуск автомобилей Lada в 2025 году придётся сократить — спрос не выдерживает запланированных объёмов.
Тем не менее у производителя остаётся шанс на поддержку. С марта следующего года вступит в силу закон о локализации автомобилей такси, который обяжет перевозчиков использовать машины отечественного производства. Под эти требования на текущий момент практически полностью подпадает только Lada. Это может дать АвтоВАЗу мощный стимул к наращиванию доли на рынке, особенно в бюджетном сегменте.
Тенденции и прогнозы
По оценкам аналитиков, даже в условиях стагнации российский авторынок остаётся вторым по величине в Европе после Германии. Однако по объёму продаж он далёк от докризисных значений — например, в 2021 году до резкого обвала в стране продавалось более 1,7 миллиона новых машин в год.
Есть и позитив: восстановление логистики и расширение модельного ряда (включая китайские бренды) позволяет рынку держаться на плаву. Но без кардинальных изменений в кредитной и налоговой политике ожидать реального роста — преждевременно.
Подписывайтесь на Экосевер