Камаз
Камаз
Юрий Манаков Опубликована 22.06.2025 в 4:04

КАМАЗ в минусе, склады переполнены: что происходит с отраслью

Один вздох — именно столько понадобилось, чтобы описать состояние целой отрасли. На Петербургском международном экономическом форуме 2025 года генеральный директор и совладелец КАМАЗа Сергей Когогин лаконично охарактеризовал рынок грузового транспорта. Его ответ на вопрос журналиста РБК был коротким и без прикрас: "Ух".

Такая реакция главы крупнейшего производителя грузовой техники в стране говорит больше, чем любые официальные доклады. За этим "Ух" скрываются внушительные цифры: просевшие продажи, переполненные склады и миллиарды убытков.

Продажи рухнули наполовину

Согласно данным агентства "Автостат", с января по май 2025 года в России продали 19,1 тысячи новых крупнотоннажных грузовиков. Это на 54% меньше, чем за тот же период прошлого года. Причём это падение стало самым резким для отрасли за последние 10 лет.

Причины у такого обвала комплексные: стагнация логистических рынков, высокая стоимость заимствований, неопределённость на фоне санкционного давления и проблемы с доступностью лизинга для малого и среднего бизнеса.

Склады забиты техникой

Уменьшение спроса привело к тому, что лизинговые компании начали сталкиваться с непростой ситуацией: техника поступает, а клиентов — всё меньше. Сейчас, по оценке экспертов, на складах лизингодателей простаивают около 50 тысяч грузовиков. Это не только замороженные активы, но и дополнительная нагрузка на бизнес, которому приходится обслуживать эти машины без реального оборота.

Финансы КАМАЗа ушли в минус

Финансовые показатели тоже говорят сами за себя. В первом квартале 2025 года КАМАЗ зафиксировал чистый убыток в размере 12,46 млрд рублей по российским стандартам бухучёта (РСБУ). Годом ранее, в том же периоде, компания отчиталась о прибыли в 1,44 млрд рублей. Такой разворот в минус — тревожный сигнал для всей отрасли.

При этом КАМАЗ остаётся одним из немногих отечественных производителей, способных обеспечивать полный цикл — от проектирования до выпуска техники. И даже он сталкивается с масштабными трудностями в условиях просевшего спроса.

Что делать дальше?

Рынок оказался в точке, когда прежние инструменты больше не работают. Специалисты считают, что требуется не просто поддержка отрасли, а пересмотр стратегий — в том числе стимулирование обновления автопарка, развитие экспорта и адаптация к новым экономическим реалиям.

Китайские грузовики продолжают наращивать присутствие в странах СНГ, Ближнего Востока и Африки, предлагая конкурентоспособные цены. Россия при этом испытывает потребность в модернизации собственной линейки грузовиков и в создании стимулов для потребителя.

Остаётся только надеяться, что после "Ух" последует не "Упс", а всё-таки "Вперёд".

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Планирование бюджета помогает сократить новогодние траты – финансовые эксперты сегодня в 16:17
Семь лайфхаков, которые помогли мне не разориться перед Новым годом

Новогодние траты легко выходят из-под контроля. Семь простых лайфхаков помогут сократить расходы и сохранить праздничное настроение без удара по бюджету.

Читать полностью »
Открытие депозита перед Новым годом защищает сбережения сегодня в 8:15
До Нового года оставались дни – решил срочно навести порядок в деньгах

Перед Новым годом можно успеть навести порядок в деньгах: защитить накопления, сократить долги и наметить финансовые цели на следующий год.

Читать полностью »
Блокировка карт возможна при сомнительном происхождении средств сегодня в 0:13
Перевод внезапно заблокировали – я не сразу понял, что пошло не так

Перевод могут остановить из-за подозрений в отмывании денег или мошенничестве. Объясняем, почему банки вводят блокировки и как их снять без потерь.

Читать полностью »
Мошенники имитируют магазины и маркетплейсы перед праздниками – Банк России вчера в 19:10
Перед Новым годом чуть не попалась на уловку мошенников – спасла информация из статьи

Новогодняя суета делает людей уязвимыми для обмана. Разбираем самые распространённые праздничные схемы мошенников и способы защитить деньги.

Читать полностью »
Анна Хуруджи объяснила, почему импульсивные траты опасны — Pravda.Ru вчера в 15:45
Зарплата была вчера, а денег уже нет? Вот как сохранить деньги до конца месяца — спасёт одно действие

Импульсивные траты после зарплаты создают иллюзию свободы, но лишают стабильности. Как простое планирование помогает избежать стресса и долгов?

Читать полностью »
Сергей Кикевич рассказал, почему нельзя инвестировать без цели вчера в 15:05
Зачем копить, если не знаешь, на что потратишь? Эксперт объяснил, почему разочаровывают успешные инвестиции ведут к разочарованию

Без чёткой цели даже успешные инвестиции могут обернуться разочарованием. Почему сначала нужно определить, зачем копить, и только потом — как? Рассказывает эксперт.

Читать полностью »
Отказ от импульсивных покупок снижает лишние траты на Новый год вчера в 11:08
В новом году решил навести порядок в деньгах – начал с этих привычек

Новый год – удобный момент пересмотреть отношение к деньгам. Рассказываем о финансовых привычках, которые помогут навести порядок в бюджете и снизить риски.

Читать полностью »
Саботаж сотрудников снижает результат команды и срывает дедлайны – HR-специалисты вчера в 8:45
Задачи срываются снова и снова: как распознать саботаж сотрудников в команде

Саботаж задач разрушает процессы и демотивирует команду. Разбираем причины, признаки и шаги, которые помогут руководителю действовать правильно.

Читать полностью »