Hometrampoline
Hometrampoline
Любовь Можаева Опубликована 20.06.2025 в 4:52

Монстры в голове: помогаем ребёнку справиться со страхами

Страх — естественная и важная эмоция. Он помогает ребёнку ориентироваться в незнакомом мире, сигнализирует об угрозах и активирует инстинкт самосохранения. Но в детстве страхи могут быть особенно яркими, навязчивыми и пугающими не только ребёнка, но и родителей.

Важно понимать: детские страхи — это не всегда проблема, а зачастую нормальный этап развития. Главное — знать, какие страхи считаются возрастными, как на них правильно реагировать и какие шаги действительно помогают.


Возрастные страхи: это нормально?


Да, у страха есть "возрастное лицо". Вот какие переживания считаются естественными в разном возрасте:

1-3 года: страх громких звуков, незнакомых людей, разлуки с мамой
3-5 лет: страх темноты, монстров, одиночества, сказочных персонажей
5-7 лет: страх боли, врачей, наказания, смерти, катастроф
7-10 лет: страх оценки, школы, социальных ситуаций, реальных опасностей

Эти страхи появляются и уходят, меняются по содержанию, но проходят легче, если ребёнка не стыдят и не высмеивают, а поддерживают и сопровождают.


Почему дети боятся?


Страх может возникать, если:

  • Ребёнок пережил стресс (больница, разлука, испуг);
  • У него богатое воображение и пока слабый опыт;
  • В семье тревожный эмоциональный фон;
  • Ему не хватает информации о происходящем;
  • Его чувства обесценивают ("не выдумывай", "ничего страшного");
  • Когда ребёнка не слышат, страх только усиливается. Он остаётся один на один с тревогой, которую не может переработать.


Как помочь ребёнку преодолеть страхи


Признавайте и принимайте страх


Слова вроде "это ерунда" или "ты же большой" не помогают. Лучше сказать:
"Я вижу, что ты боишься. Это нормально. Я рядом."

Разговаривайте о страхе


Чем больше ребёнок может описать страх словами, тем меньше он его пугает. Обсуждайте:
— "Чего ты боишься?"
— "Как ты это представляешь?"
— "Что тебе помогает чувствовать себя в безопасности?"


Используйте ритуалы и образы

— Ловец снов, "волшебный фонарик" от монстров, мягкая игрушка-защитник
— Совместный ритуал перед сном (обнимашки, история, светильник)


Играйте в страх


Через игру дети безопасно проживают эмоции:

  • Игры, где вы побеждаете "монстра"
  • Рисование страха и его "волшебное превращение"


Не подгоняйте


Страх не уходит по команде. Дайте ребёнку время и опору. Покажите, что вы рядом и готовы поддерживать столько, сколько нужно.

Объясняйте, но не перегружайте информацией


Краткие, понятные объяснения ("врачи помогают, а не причиняют боль") важны. Но избыточная рационализация не помогает, если эмоции сильнее логики.


Когда обращаться к специалисту


Стоит задуматься о помощи детского психолога, если:

  • Страх мешает повседневной жизни (отказывается спать, идти в школу, не остаётся один даже на минуту)
  • Ребёнок говорит о постоянной тревоге, панике
  • Появляются навязчивые действия или регресс в поведении (мочеиспускание, заикание)
  • Страх усиливается с возрастом, а не уменьшается

Страх — это не слабость. Это эмоция, которая говорит: "Мне нужно, чтобы рядом был кто-то сильный и понимающий".
Когда родители реагируют с теплом, вниманием и уважением к чувствам, страх становится мостом к близости, а не преградой.

Самое главное — быть рядом, когда ребёнок пугается, и показывать: ты не один, ты в безопасности, и ты справишься.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Крики и наказания не работают — и что работает вместо сегодня в 10:15

В возрасте от 7 до 10 лет дети становятся более осознанными: они задают больше вопросов, пробуют правила на прочность, оспаривают взрослые решения. Родителю важно быть авторитетной фигурой, но не скатываться в жёсткость и контроль. В этой заметке — о том, как сохранить уважение, границы и контакт, не превращаясь в строгого «надзирателя» и не теряя близость.

Читать полностью »
Родитель не дирижёр: как сопровождать, не управляя сегодня в 9:11

Когда ребёнок появляется на свет, он полностью зависит от взрослого. И это естественно: родитель заботится, направляет, принимает решения. Но с годами эта динамика меняется. Ребёнок растёт, отделяется, пробует. И прежняя роль «управляющего» перестаёт работать — но не все взрослые успевают перестроиться. В этой заметке — о том, почему родительский контроль важно со временем трансформировать в сопровождение, и что это даёт и родителю, и ребёнку.

Читать полностью »
Пенсия за заботу: как хотят поддержать родителей детей-инвалидов сегодня в 8:40

В Госдуму внесён проект о снижении порога для пенсий родителям детей-инвалидов. Почему правительство против, и как сегодня рассчитываются баллы?

Читать полностью »
Сопротивление вместо диалога: налаживаем контакт с подростком сегодня в 8:08

Подросток отвечает грубо, спорит по каждому поводу, отказывается подчиняться и постоянно «проверяет на прочность». Родителю кажется, что он живёт на линии фронта. Это утомляет, тревожит, вызывает обиду и злость. Но за этим конфликтом часто скрыта не враждебность, а внутренняя борьба за самостоятельность. В этой заметке — о том, как понять, что стоит за «войной» подростка с родителем, и как выйти из режима соперничества в сторону уважительного сотрудничества.

Читать полностью »
Доброе утро с клопами: дочь Славы возмущена новой покупкой сегодня в 7:30

120 тысяч за матрас — и в подарок целое семейство клопов. Дочь певицы Славы рассказала, как новая покупка обернулась ночным кошмаром для неё и сына.

Читать полностью »
Как говорить с ребёнком так, чтобы он хотел делиться сегодня в 7:14

«Как в школе?», «Что было на тренировке?», «Ну расскажи!» — знакомые фразы, которые часто остаются без ответа. Ребёнок отмалчивается, отшучивается или раздражается. Родитель волнуется, расстраивается, настаивает. Но эмоциональный контакт не строится на вопросах — он держится на ощущении безопасности, уважении и ритме. В этой заметке — как общаться с детьми в разном возрасте так, чтобы они действительно хотели делиться.

Читать полностью »
Когда пора забирать ребёнка из лагеря: советы педиатра сегодня в 6:50

Когда стоит срочно ехать за ребёнком из лагеря, а когда — довериться врачам? Педиатр объяснила, на какие сигналы нужно реагировать немедленно.

Читать полностью »
«Я не согласен!» — как ребёнок 4–6 лет учится быть собой сегодня в 6:07

Возраст 4–6 лет — время, когда «я сам» сменяется на более уверенное и частое «не хочу», «не буду», «нет». Это не каприз и не попытка «управлять родителем». Это этап роста, где ребёнок пробует собственную волю — и проверяет, выдержит ли взрослый его отдельность. В этой заметке — о том, что стоит за детским «нет» и как взрослому отвечать, не подавляя, но сохраняя границы и контакт.

Читать полностью »