
Корабли против льда: как Росатом и Китай меняют логистику
Судоходная революция в Арктике начинается с Пекина: Китай и Россия строят ледовые контейнеровозы
Пока большинство маршрутов в Арктике зависят от капризов погоды, российский "Росатом" и китайская New New Shipping нацелены на создание судов, способных прорезать лёд круглый год. Новый совместный проект двух стран — это не просто флот: это попытка превратить Северный морской путь в полноценную торговую магистраль XXI века.
В конце 2024 года стороны завершили регистрацию совместного предприятия в юрисдикции КНР. Оно получило название Northern Sea Route Shipping Line. По словам Владимира Панова, специального представителя "Росатома" по Арктике и заместителя председателя Госкомиссии по развитию Арктики, компания займётся строительством контейнеровозов ледового класса Arc7 вместимостью 4400 TEU.
"Сейчас мы прорабатываем вопросы размещения заказов на проектирование и строительство контейнеровозов ледового класса Arc7 вместимостью 4400 TEU. Определяемся с верфью, которая сможет взяться за их строительство, изучаем различные меры поддержки проекта российскими и китайскими властями", — пояснил Панов.
Из Петербурга в Китай через вечную мерзлоту
В качестве ключевого российского порта выбран Санкт-Петербург. Хотя Мурманск и Архангельск находятся ближе к арктическому маршруту, там пока нет соответствующей контейнерной инфраструктуры. По словам Панова, создание современных терминалов в этих портах в будущем позволит сократить путь контейнерных рейсов на 7-8 суток.
Сейчас маршруты New New Shipping по СМП ограничены летне-осенней навигацией. Однако именно благодаря строительству контейнеровозов нового поколения стороны планируют выйти на круглогодичную навигацию уже в течение трёх лет.
"На первом этапе проекта планируем строительство до 5 судов. По срокам реализации рассчитываем, что первое судно должно выйти в рейс не позднее 2027 года. Наша цель — выход на круглогодичные контейнерные перевозки по СМП между КНР и северо-западными портами нашей страны в течение 3 лет", — добавил Панов.
Арктика как новый логистический пояс
Проект стал логичным продолжением соглашения, подписанного на ПМЭФ-2024 между "Росатомом" и Hainan Yangpu New New Shipping. Он вписывается в более широкую стратегию России по освоению Арктики, где "Росатом" с 2018 года отвечает за развитие всей инфраструктуры Северного морского пути, включая атомный ледокольный флот.
Кроме судов, параллельно ведётся разработка технико-экономического обоснования арктических хабов на востоке и западе маршрута. Они станут ключевыми точками при транзите грузов между Азией и Европой.
Переход на круглогодичную навигацию невозможен без усиления ледокольной поддержки. По расчётам, потребуется не менее пяти мощных ледоколов в восточном секторе СМП, чтобы обеспечивать постоянное движение судов.
Почему это важно
Контейнеровозы класса Arc7 — это не просто корабли, способные колоть лёд толщиной до 1,8 метра. Это технологические гиганты, способные работать в самых суровых условиях без сопровождения. Использование таких судов делает Северный морской путь реальной альтернативой южным маршрутам через Суэцкий канал, что особенно актуально на фоне мировой геополитической турбулентности.
Более того, путь через СМП позволяет сократить расстояние между европейскими и азиатскими портами на треть, что экономит не только время, но и топливо. При этом Россия получает возможность усилить экономическое присутствие в Арктике, а Китай — стабильный торговый коридор с меньшими рисками.
Инвестиции и ожидания
Объём инвестиций в строительство судов пока не раскрывается — многое зависит от того, какая верфь возьмётся за проект. Однако уже сейчас ясно, что речь идёт о масштабной инициативе, рассчитанной на годы вперёд.
"Объём инвестиций в этот проект предварительно посчитан, но сумму раскрывать не готовы, многое будет зависеть от выбора верфи", — отметил Панов.
Ставка сделана на то, что за Северным морским путём — будущее логистики, особенно в эпоху климатических изменений и переформатирования глобальных цепочек поставок.
Подписывайтесь на Экосевер